Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты






Скачать 49.61 Kb.
НазваниеТема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты
Дата публикации15.03.2014
Размер49.61 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Туризм > Документы
20 ноября 2010 г.

21. Тема: ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ». ТЕМА ПОВЕРЖЕННОЙ КРАСОТЫ

Цели урока:

  • образовательные: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», выявить ее художественное своеобразие, расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии;

  • развивающие: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

  • воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

^ Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) лирического произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность), объяснительно-иллюстративный (выразительное чтение);

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации.
Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Стихотворения «Тучи», «Листок», «Утес» наизусть.

  1. Введение темы и постановка целей урока

На прошлом уроке мы начали разговор о лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня мы продолжаем изучать его стихотворения. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.

  1. ^ Чтение баллады «Три пальмы» учителем

  2. Словарная работа

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

  1. ^ Беседа по вопросам

Лермонтов назвал свое произведение восточным сказанием. Почему он даёт такой подзаголовок? (Автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,  предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).

- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: гордые пальмы, их ропот на Бога, обращение к нему; волшебное событие. Караван описан очень реалистично, детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов; походные шатры, в которых находятся восточные красавицы. Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана,  гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне).

Такое стихотворение, написанное на легендарную или истерическую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Давайте запишем:

^ БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Давайте обратимся к сюжету баллады и проследим его развитие. Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом. Сколько картин вы представили? Какие?

Составим план:

  • описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм,

  • упрёки пальм небу,

  • описание каравана,

  • приветливая встреча усталых путников,

  • гибель пальм,

  • описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.

- О чём мечтали пальмы до прихода каравана? (Три гордые пальмы высоко росли… Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?)

- Почему стали роптать на Бога три пальмы? (Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника). Найдите строчки, доказывающие это утверждение (« На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»)

- Как  отнеслись пальмы к приходу гостей?

- Как  поступили люди с пальмами?

- Почему пальмы были погублены? (Они возроптали на  Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного).

- Только ли о пальмах идет речь в этом произведении? (Деревья напоминают людей, но словно заколдованных – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём»).

- Как называется такой прием художественной выразительности, когда неживому предмету приписываются свойства и действия живых? (Олицетворение) Какую роль играет в стихотворении олицетворение? (Олицетворение показывает, что  речь в стихотворении идёт не просто о  пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).

Картина  гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что караван заботится только сейчас и только о себе, что люди не думали о том, что  оазис может дать воду и прохладу ещё и другим людям.

Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:

« По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий!»

Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство , выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Запишем:

^ АЛЛИТЕРАЦИЯ — ПОВТОРЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ИЛИ ОДНОРОДНЫХ СОГЛАСНЫХ В СТИХЕ, ПРИДАЮЩЕЕ ЕМУ ОСОБУЮ ЗВУКОВУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

- С какой целью употреблена аллитерация? (Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев).

Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу). Как называется этот художественный прием? (Антитеза помогает острее почувствовать печаль о разорении прекрасного уголка земли. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным).

  1. ^ Подведение итогов урока 

Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться  тем, что  копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства. Поэт противопоставляет красоту и благополучие оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди.

  1. Домашнее задание.

Сочинение «Человек и природа в поэзии Лермонтова».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconУрок литературы в 6 классе «Тема природы и человека в стихотворении...
Мбоу «Крутишинская средняя общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconКраткое содержание проекта Одной из основных тем поэтического творчества...
«Дары Терека», «Три пальмы», «Кавказ» и других, в поэме «Мцыри». Природа, изображенная в поэзии Лермонтова, олицетворена, живет полной...

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, уделив особое внимание характеристике 30-40 годов 19...

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconЛермонтова Автор Меликян Эмма Гегамовна Российская Федерация, Костромская...
Тема работы выбрана мною не случайно, так как наступивший 2011 год отмечен скорбной датой – сто семидесятой годовщиной со дня гибели...

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconТема: М. Ю. Лермонтов. На севере диком. Цели
Ребята, мы продолжаем изучать творчество М. Ю. Лермонтова. Что вы знаете о Лермонтове? Какие произведения Лермонтова мы изучили?

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ...
Цели: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и...

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconУрок литературы в 7 классе Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Попытаться обнаружить многогранность стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», эмоционально включиться в стихотворение, углубленно...

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconВосточное Окружное Управление образования Государственное образовательное...
Тема эксперимента: «Инфраструктурная платформа Школы будущего: мыследеятельностная педагогика» 29

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconПояснительная записка Направленность программы. Программа комплексная....
Программа комплексная. Программа, приобщая детей к большему искусству, дарит им мир красоты, а красота, эстетика основа нравственности....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск