Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто






Скачать 92.62 Kb.
НазваниеУрока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто
Дата публикации27.01.2014
Размер92.62 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Военное дело > Урок
Сценарий открытого урока по литературе в 6 классе на тему:

"Никто не забыт, ничто не забыто:

Великая Отечественная война в стихотворениях К.М. Симонова.»
Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с творчеством К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения; через хорошо прочитанный текст ускорить постижение смысла стихотворения.

воспитательные: пробудить интерес к истории России, ее героическому прошлому; воспитывать уважение к поколению фронтовиков; формировать такие моральные качества как верность Родине, семье, друзьям.

развивающие: способствовать развитию самостоятельной работы, познавательной активности и творческого мышления учащихся, умению анализировать и делать выводы в форме монологической речи

^ Тип урока: изучение нового материала с выступлениями учащихся.
Методы обучения: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, работа с книгой, беседа, прослушивание песен военных лет.
^ Оборудование урока: компьютер, экран, записи песен военных лет; поэтические сборники, .
Технологии: презентация, видеоролики к песням о войне и стихам; использование фонохрестоматии к учебнику литературы.
Продолжительность: урок (45 минут).
Аннотация: представлен урок, который идет строго по программе, в соответствии с тематическим планированием. Предполагает использование информационно - компьютерных технологий. Содержание его направлено на развитие навыка выразительного чтения, на развитие исследовательской деятельности учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине), но главное - на воспитание высококультурной личности, способной ценить добро, заботу; способной помнить подвиг солдата, прошедшего по дорогам войны.

Виды учебной деятельности: репродуктивная: устное сообщение о поэте – фронтовике К.Симонове, прослушивание стихотворений в записи.

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая :самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

.

^ ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой. Звучит песня «Священная война». ВИДЕОРОЛИК.

  3. Слово учителя.

- С какими событиями в истории нашей Родины связана эта песня .
С событиями периода Великой Отечественной войны.
-Действительно,  нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачом и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

- Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. У нее очень много дат.(2013год , 27января (в 1944году) снятие блокады. 2февраля - победа в Сталинградской битве (70лет) Я, думаю, эта страшная война коснулась и истории ваших семей.

-Расскажите, что вы знаете о ваших прадедах, где они воевали?

Рассказы детей.

- Да, все защищали Родину!
Сражались на фронте, трудились в тылу, на заводах, в партизанских отрядах.
Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! На многие стихи была положена музыка, и они звучали с еще большей эмоциональной силой, помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами.

^ Слайд 1: тема урока.

-Сегодня мы с вами поговорим о К. Симонове и его стихотворениях «Ты помнишь, Алёша,…» и «Жди меня»
Презентация о К.Симонове. Рассказ подготовленного ученика.

-Поэт Николай Тихонов писал о Симонове : «Он сам идёт в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте ,он на волжской переправе, под обстрелом ,и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования ,ни тени фальши ,никаких трескучих, громких фраз…Есть у Симонова стихи ,которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, -это факт ,а не преувеличение ,-носят потому ,что строки эти отвечают тому ,что у них на сердце».

Слайд 2. Такими стихотворениями Константина Симонова были « Жди меня» и

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Были написаны в начале войны в1941году и прошли всю дорогу войны.

-Давайте послушаем стихотворение «Жди меня». Ученик читает.

- К кому обращено это стихотворение? Как вы думаете, почему так настойчиво воин заклинает: «Жди меня»?

Вывод: Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. На фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.
    Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче

-Стихотворение стало популярной песней. Почему? Слушаем отрывок.

Следующее стихотворение «Ты помнишь..»

Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека. Кому посвящает свое стихотворение поэт?

Алексею Суркову- другу-фронтовику, тоже поэту, автору знаменитой «Землянки». Слушаем отрывок из песни.

-Вот как вспоминает Симонов:

«Стихотворение   «Ты   помнишь,    Алеша,   дороги    Смоленщины...» я посвятил своему старшему товарищу по многим фронтовым поездкам, главным образом в  1941  и 1942 годах, поэту Алексею Александровичу Суркову.
Эти стихи - воспоминание об одной из наших поездок на передовую на Западном фронте в июле 1941 года. Конечно, не все подробности этой поездки могли войти в стихи, но многое из того, что оказалось потом в стихах, было в самой жизни. Были эти старик и старуха, которых мы встретили в одной из деревень на Смоленщине, были эти сказанные нам горькие слова: «Покуда идите, мы вас подождем». Была и голосившая по убитому молодая соседка. Было и большое старое кладбище около маленькой деревеньки. Кладбище, напоминавшее нам о том, сколько поколений русских людей легло в эту землю, которую хотели отнять у нас фашисты.
Я написал это стихотворение не тогда, на Смоленщине, а несколькими месяцами позже, в ноябре 1941 года, и совсем в другой обстановке.
Вместе с другими моими товарищами, военными корреспондентами, я возвращался из командировки на Мурманский, самый северный участок фронта, и мы на обратном пути, уже после конца обычной навигации, добираясь из Кандалакши в Архангельск, несколько дней не могли пробиться сквозь льды. В эти дни вынужденного бездействия, вспоминая все пережитое с начала войны, я написал несколько стихотворений и первым из них «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». 

-- Стихотворение слушаем в записи. Смотрим видеоролик. Еще раз ученики читают.^ Слайд с объяснением слов.

4.Анализ стихотворения. Беседа.

-Какие картины предстают перед вами?

Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта : бесконечные дожди, усталые женщины ,которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат ,длинная дорога ,вдоль которой стоят деревни с погостами.

--Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас,вызвали самые сильные переживания?

Стихотворение передаёт чувство горя, огромной беды, вызывает

сострадание и к бойцам, вынужденным отступать, и к усталым женщинам, и к старикам. Еще чувство родства с народом и чувство любви к Родине. Дети читают строки, которые больше всего поразили их.

^ Работа в группах. Читаем начало стихотворения. Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины ,которые увидел поэт на Смоленской земле? Какова их роль?

Последовательно разбираем первые четыре строфы.

1группа. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди»,»усталые женщины «на великой Руси». 2группа. Сравнение: «…Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав ,как детей, от дождя их к груди…»

-Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

3группа. Метафоры. .

«Слезами измеренный чаще, чем вёрстами»,»Шёл тракт ,на пригорках скрываясь из глаз»,»…Крестом своих рук ограждая живых…»

-Что означает выражение : тракт ,измеренный вёрстами ?

Объясняю, что в старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы ,обозначающие расстояние .

-Почему тракт слезами измерен «чаще, чем вёрстами»?-

Вывод: сжатые, но ёмкие картины войны поэт воссоздаёт с помощью эпитетов ,метафор, сравнений .

Для чего Симонов использует повторение:»Деревни, деревни, деревни с погостами, как будто на них вся Россия сошлась…»? Поэт показывает, что Родина- это ,прежде всего, простой русский народ, показывает связь автора со всем народом , которая обостряется в годы войны .

-Найдите еще строчки, подтверждающие эту связь с народом.

Объясню детям ,что в Советском Союзе церковь была отделена от государства ,активно велась атеистическая пропаганда ,и почти все молодые жители были неверующими .

-Как вы понимаете строки :

^ Как будто за каждою русской околицей ,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь ,наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

-Что означает выражение «Всем миром сойдясь…»?

Слово мир имеет много значений .Одно из них устаревшее: сельская община с её членами. Всем миром означает «сообща»

Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна»,т.е.не страшно умереть на людях, всё легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

-Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?

Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды всё равно словно бы смотрят на них всем миром ,помогая сражаться, чтобы не уступить врагу русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором ,может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами Эти строки возвращают нас в далекое прошлое, к истокам героизма народа.

-Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя ,а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины и старики? Какой смысл приобретает в стихотворении образ дороги и образ дома?

Эти названия роднят поэта с исконной, деревенской Русью, богатой своим историческим прошлым. Дорога становится олицетворением жизненного пути, который каждый человек должен пройти достойно, преодолеть нелёгкие испытания вместе с Родиной. Вечной ценностью предстаёт и образ дома, который нужно защитить.

-О чём говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.

Эти слова как заклинание. Вторят пажити и леса.

Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории ,верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с русской земли.-

Отвечая на этот вопрос, ученики читают три последние строфы.

^ Работа в группах

Что значит для поэта Родина? Какое чувство самое дорогое для русского человека? Родина для лирического “я” — это, с одной стороны, конкретные места, которые защищают солдаты: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, просёлки, изба под Борисовом, пажити, леса. С другой стороны, Родина у поэта обретает величественный облик справедливой и мудрой земли, которая выстоит и победит. Для её описания поэт использует “собирательные” образы: великая Русь; вся Россия; всем миром; самая милая, горькая земля, где я родился. Образ Родины созвучен образу терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой спасёт солдата на трудных дорогах войны. Пронзительно начинают звучать выражения, рисующие неизбывное горе российских деревень, оставленных отступающей русской армией: вдовья слеза, песня женская, по мёртвому плачущий девичий крик. Эти картины становятся стимулом к героическим поступкам русских воинов. За матерей, жён, детей, родной дом, поруганную землю они готовы умереть, “по-русски рубаху рванув на груди”.

ВЫВОД: Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей.

Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим  погибших на войне. Прошло 68 лет после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты, кинорежиссеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план. Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам и детям войны, готовимся к праздничному параду, посвященному 9 МАЯ, пишем сочинения и стихотворные произведения на эту тему.

-А зачем? Чем объяснить столь высокий интерес?

Чтобы не было войны, чтобы сохранить мир на Земле!

Песня «Бухенвальдский набат».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconВнеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов «Никто не забыт, ничто не забыто»
Сообщения ребят о воевавших родственниках с демонстрацией военных реликвий и просмотром презентаций «Никто не забыт, ничто не забыто»...

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто icon«Никто не забыт ничто не забыто!»
Цель: через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды...

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconВикторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Россия под скипетром Романовых»
Назовите храм, который был построен на месте гибели императора Александра II, а также его архитектора. (3 балла за название)

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconВикторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Не даром помнит вся Россия…»
В каком году и где впервые было опубликовано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? В каком еще стихотворении поэт обращается...

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconМежрегиональная дистанционная конференция-конкурс «Первые шаги в...
Все дальше и дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Но по-прежнему ярко представляется взору наших современников...

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconСценарий мероприятия, посвященного празднованию 9 мая «Никто не забыт, ничто не забыто»
Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам,...

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconНикто не забыт, ничто не забыто
Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Хотя прошло уже более...

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconВикторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Не даром помнит вся Россия…»
На Руси в древности не ставили скульптурных памятников. Памятниками были храмы. О взятии Казани нам напоминает храм Василия Блаженного,...

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconУрока по литературе в 8 классе на тему «Жизнь и искусство»
Фрагмент урока по литературе в 8 классе на тему «Жизнь и искусство» по повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Урока по литературе в 6 классе на тему: Никто не забыт, ничто не забыто iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?»
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск