Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…»






Скачать 98.68 Kb.
НазваниеСценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…»
Дата публикации09.04.2014
Размер98.68 Kb.
ТипСценарий
top-bal.ru > Военное дело > Сценарий
Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Пламя души своей…»
Оформление зала:

- афиша, оформленная в стиле 30-х годов ХХ века;

- плакат с фотографиями династии Дунаевских и краткими красочными пояснениями к ним;

- книжная выставка «Династия Дунаевских».
Ведущая 1: «Ничто так не обогащает душу, как музыка. Не бросайте к ней влечения. Если даже в будущем она Вам профессионально не пригодится, то всегда будет украшением вашей жизни и залогом роста ваших человеческих качеств…»

В этой небольшой фразе по существу заложены основные духовные, эстетические и человеческие принципы. Принадлежат эти слова одному из самых популярных композиторов современности Исааку Осиповичу Дунаевскому.

Сегодня наша встреча посвящена творчеству замечательной династии Дунаевских.
Ведущая 2: В семье Дунаевских любили музыку. Отец не умел играть ни на одном инструменте, но с удовольствием слушал народные песни, а мать – прекрасно пела. В доме часто устраивали музыкальные вечера. В ту пору музыкальной грамоте учили только старшего брата Бориса, а Исаак занятия музыкой начал с 8 лет.

Спустя некоторое время братья поступили в Харьковское музыкальное училище, с 1912 года – вместе стали посещать музыкальную гимназию, которую Исаак закончил с золотой медалью. В годы учебы братья активно участвовали в гимназическом квартете и струнном оркестре; именно в оркестре были исполнены первые произведения Исаака.
Ведущая 1: Своими музыкальными способностями известен еще один брат – Зиновий Иосифович Дунаевский – заслуженный деятель искусств Украины. Он закончил в 1929 году Харьковскую консерваторию, затем долгое время занимался у Гнесиных в Москве. В 1937-39-х годах стал основателем и музыкальным руководителем шахтерского Ансамбля песни и танца Донбасса, в 1940-44-х годах – художественным руководителем Центрального ансамбля песни и танца НКВД СССР. Его песни посвящены жизни шахтеров, рыбаков, железнодорожников; композитором написаны пьесы для эстрадного оркестра, музыка к спектаклям и фильмам.

Тем не менее, всенародное признание и любовь получила музыка Исаака Дунаевского. Его веселые, жизнерадостные и лирические мелодии помогали жить, строить новое, сопровождали труд, учение и отдых.
Ведущая 2: Ровесник века, Исаак Осипович родился 30 января 1900 года в городе Лохвице Полтавской губернии в семье служащего. В 6 лет самостоятельно научился играть на рояле, через 2 года – начал брать уроки игры на скрипке. В 10 лет Дунаевский поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался по классу скрипки и композиции. К этому периоду относятся и его первые сочинения: романсы, фортепианные пьесы, квартеты. Одновременно Исаак учился в гимназии, затем в университете на юридическом факультете.

После окончания училища в 1919 году Дунаевский работает скрипачом-концертмейстером, а затем и дирижером в оркестре Харьковского драматического театра. Здесь им написана музыка к спектаклям «Тартюф» и «Мнимый больной», «Принцесса Турандот», «Гоцци» и др. Параллельно Дунаевский пишет музыку для Театра революционной сатиры.
Ведущая 1: В 1927-28-х годах на сценах московских театров осуществлены первые постановки оперетт композитора «Женихи» и «Ножи».

Дунаевский – прежде всего романтик, именно в этом кроются пленительные качества его творческой личности: неистощимый мелодический дар, радость восприятия мира, глубокий лиризм. Все эти качества выразились в музыкальных произведениях различных жанров: оперетте, джазе, песне, киномузыке. Дунаевский поднял бытовую музыку в нашей стране на небывалую идейно-художественную высоту.

Три главных источника воодушевляли композитора: народная песня, произведения классики и бытовая музыка.
Ведущая 2: Ярко раскрылся талант композитора в киномузыке и песенном творчестве. Дунаевским написано свыше 100 песен, каждая из которых имеет свой неповторимый облик.

Лирическая линия получила наибольшее развитие в ряде песен-вальсов, отличающихся сердечностью музыкальных образов. Среди них – вальс «Молчание» из к/ф «Веселые звезды».
(Звучит вальс «Молчание»)
Знакомство Дунаевского с режиссером Григорием Александровым произошло в ноябре 1932 года на квартире Леонида Утесова. Тема разговора была одна – о музыкальной кинокомедии.

1 декабря 1932 года драматурги Н.Г.Эрдман и В.З.Масс приступили к работе над сценарием и написали его в рекордные сроки – 2,5 месяца. Будущий фильм получил название «Джаз-комедия».

Для фильма Дунаевский написал около 20-ти различных музыкальных номеров: песни Анюты и Кости, галоп, скрипичный урок, нашествие стада на виллу, танго, вальс, частушки и другие. Тексты песен написал В.И. Лебедев-Кумач.

Главную мужскую роль в фильме – пастуха Кости Потехина – сыграл Леонид Утесов.
Ведущая 1: Летом 1934 года фильм был смонтирован и готов к серийному производству, но нарком просвещения А.С.Бубнов запретил его показ. Режиссера обвинили в аполитичности, композитора – в творческой безыдейности и отсутствии мастерства, а весь фильм окрестили словом «иностранщина».

За помощью в оценке «Джаз-комедии» ее создатели обратились к А.М.Горькому. Он предложил изменить название фильма на «Веселые ребята». Вскоре писатель организовал показ фильма для членов Политбюро и ЦК Партии. Смотрели фильм с явным удовольствием. После просмотра все ждали, что скажет Сталин.

«Очень веселая картина… Я будто месяц пробыл в отпуске», сказал он. Запрет на картину был снят; на Второй международной кинематографической выставке в Венеции картине был присужден первый приз – Золотой кубок Венеции.

День премьеры фильма в Москве – 25 декабря 1934 года – стал днем рождения всенародной известности композитора И.О.Дунаевского. Музыка картины имела бурный успех. Молодежь запела песни Дунаевского с первого дня выхода фильма. Среди них была и «Песня Анюты», роль которой исполнила Любовь Орлова.

(Исполняется «Песня Анюты»)
Ведущая 2: Большой популярностью в стране и за рубежом пользовался «Марш веселых ребят». Появление его в жизни советского народа стало событием политической важности: эта песня справедливо считается музыкальным документом времени.
(Показ видеофрагмента «Марша веселых ребят» из фильма)

В 1935 году Дунаевский получил приглашение от киностудии «Мосфильм» принять участие в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта». Среди музыкальных произведений фильма особое место занимает увертюра. Это симфоническое произведение открыло новую сторону таланта композитора. Как писал Дмитрий Шостакович: «…в музыке увертюры так взволнованно передана вечная тема романтики, подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не может не увлечь…».
(Звучит увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»)
Образ смелого и решительного человека, не боящегося трудностей и преград в жизни, возникает у слушателей и зрителей от «Песенки о капитане».

(Звучит «Песенка о капитане» из фильма «Дети капитана Гранта»)
Ведущая 1: Более 20-ти произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк», снятому в 1936 году. Однако главной в фильме стала величественная «Песня о Родине» на стихи В. Лебедева-Кумача. Многие знают ее под названием «Широка страна моя родная».
(Исполнение «Песни о Родине»)
Эта песня звучала для советских людей многих поколений как своеобразный гимн Родине, как музыкальный символ нашей страны. Мелодия начальных строчек припева стала позывными советского радио.
Ведущая 2: Фильм «Цирк» подарил нам много прекрасных песен, в том числе и «Лунный вальс».
(Исполняется «Лунный вальс»)
Предвоенные годы стали порой расцвета творчества Дунаевского. Один за другим появляются кинофильмы с его музыкой: «Три товарища», «Богатая невеста», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Знаменитая «Молодежная» из к/ф «Волга-Волга» представляет собой частушку «в соединении со стремительным темпом, благодаря чему возникает «образ радостной юности». Обычно песня трактуется как удалая, жизнерадостная песня-пляска, хотя в ней помимо сатиры заключен и глубокий лиризм».

Исполняется песня «Молодежная»
Запомнилась и полюбилась зрителям «Песенка о Волге».
(Показывается видеофрагмент)
Ведущая 1: Во время Великой Отечественной войны Дунаевский вместе с Ансамблем песни и пляски выступает в воинских частях, госпиталях, клубах, на оборонных заводах (только за первые 1,5 года войны он участвовал в семистах концертах). В военные годы композитор создал более 70-ти произведений, в том числе песни «За Родину – вперед!», «Походная», «Ехал я из Берлина» и другие. Песня «Моя Москва» была также написана в суровые годы войны. Энергичная, мужественная, она воодушевляла советских солдат на битву за нашу столицу.
(Звучит песня «Моя Москва»)
Нельзя не сказать о стихах песен. Стихи - действительно основа песни, как фундамент здания. Они передают основную мысль и содержание произведения. И.О.Дунаевский сотрудничал со многими поэтами-песенниками: М.Исаковским, Л.Ошаниным, С.Васильевым и другими, но особая дружба и творческое взаимопонимание было с В.Лебедевым-Кумачом и М.Матусовским.

После песни «Московские огни», с Матусовским задумали написать песню о первой учительнице, дело не заладилось. Прошел месяц-другой.… Появился романс «Первая учительница», но Дунаевскому он не нравился. В окончательном варианте песня стала называться «Школьный вальс» - вальс-воспоминание бывших выпускников о школьных годах, о первой учительнице.

(Звучит «Школьный вальс»)
Ведущая 2: В послевоенные годы Дунаевский создает оперетты «Вольный ветер» (1947), «Сын клоуна» (1950), пишет музыку к новым фильмам.

В 1947 году на экраны выходит кинокомедия «Весна». В фильме много шуток, юмора, играют замечательные актеры – Н.Черкасов, Л.Орлова, Ф.Раневская, Р.Плятт и другие. Чрезвычайно важны в фильме эпизоды о творческих экспериментах на киностудии. Вспомните эпизод «прохода» по киностудии режиссера Громова и ученой Никитиной – зритель словно попадает в волшебное царство, где время смещено и можно встретиться с выдающимися людьми, жившими в разные эпохи. Этот эпизод требует тонкого музыкального сопровождения, характеризующего разное время, разных героев.

В 1949 г. Дунаевский пишет песни к к/ф «Кубанские казаки», самыми популярными из них становятся песни «Ой, цветет калина», «Каким ты был» и др.

(Исполняется попурри на темы песен Дунаевского)
Ведущая 1: Лебединой песней композитора стала его оперетта «Белая акация», музыка которой пронизана мелодиями любви, весеннего настроения.

Работа над опереттой шла весной и летом 1955 года. Закончить произведение Дунаевский, к сожалению не успел. По наброскам автора музыку оперетты закончил К.Молчанов. Премьера оперетты состоялась через 4 месяца после смерти Дунаевского.

Одной из первых в оперетте была написана «Песенка Пони об Одессе».
Исполняется «Песенка Пони об Одессе».
Песни Дунаевского необыкновенно ярки по своей мелодичности, жизнелюбию, искренни по чувствам, в них заложенным, поэтому они стали музыкальными символами советского времени и до сих пор любимы нашим народом.
Ведущая 2: Талант отца унаследовал и младший сын Исаака Осиповича – Максим, в 2010 году отмечающий свое 65-летие.

Впервые за рояль он сел в 5 лет, но быстро охладел к этому занятию. Лишь после смерти отца, в 10 лет, он почувствовал потребность серьезно заниматься музыкой. За два года он закончил музыкальную школу. В 1970 году Максим Дунаевский окончил Московскую консерваторию по классу композиции. Его учителями были: Д.Кабалевский, А.Эшпай, Т.Хренников.
Ведущая 1: Широкую известность молодому композитору принесли мюзиклы: «Тили-тили-тесто» (1968), «Емелино счастье» (1975), «Три мушкетера» (1977), «Дети капитана Гранта» (1987) и музыка к кинофильмам.

Песни М.Дунаевского звучат в мультфильме «Летучий корабль». Композитор сочинил музыку более чем к 30-ти картинам: «Д`Артаньян и три мушкетера» (1978), «Ах, водевиль, водевиль» (1979), «Карнавал» (1981), «Зеленый фургон» (1983) и другие.
(Исполнение песни «Ах, этот вечер» из к/ф «Ах, водевиль, водевиль», или показ видеофрагмента)
Ведущая 2: Много лет и детям и взрослым приносит радость фильм «Мэри Поппинс, до свидания!», который снят режиссером Л.Квинихидзе в 1983 году. Профессиональное мастерство актеров А.Филозова, Л.Удовиченко, Н.Андрейченко, О.Табакова хорошо сочетается с музыкой М.Дунаевского, которая точно характеризует каждого героя фильма, передает настроение, глубину детского мышления и фантазии, веру в чудо.
(Звучит песня «Непогода»,

или инструментальное переложение песни «33 коровы»,

или видеофрагмент из х/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»)
Творчество композиторов Дунаевских близко, понятно и дорого людям разных поколений. Старшие в наших семьях – бабушки и дедушки – могут с восторгом рассказывать нам как вдохновенно пели «Марш энтузиастов» Исаака Осиповича в годы первых пятилеток и отдавали «Пламя души своей» для благополучия и процветания Родины; папы и мамы помнят длинные очереди в кассах кинотеатров и огромное количество желающих посмотреть фильмы с романтическими и жизнерадостными мелодиями композитора. У наших детей и внуков особой популярностью пользуется музыка и песни Максима Дунаевского.
Ведущая 1: Музыка Дунаевских наполнена жизнью, отражает ее полноту, вызывает высокие, светлые чувства к отчему дому, к друзьям, с которыми вместе шагаешь по жизни, к Родине; музыка эта полна искрящегося юмора, радости, жизнелюбия, она доставляет нам истинное наслаждение.
(Видеозапись песни «Ветер перемен» из к/ф

«Мэри Поппинс, до свидания!»)
На этом наша встреча заканчивается, всего доброго, до новых встреч!
Литература:


  1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов.- 3-е изд., доп.- Л.: Музыка, 1976.- С.56-57.




  1. Знаменательные даты – 2005: Универс. илл. календарь для работников б-к, любителей кн., науки и словесности.- М.: Либерея-Бибинформ, 2004.- С.20, 41.




  1. Краснянский Э. Слуги трех муз / Предисл. Б.М.Филиппова.- М.: Искусство, 1987.- С.54-59.




  1. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла.- М.: Сов. композитор, 1982.- С.100-105.




  1. Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты: Путеводитель.- Л.: Сов. композитор, 1977.- С.225-241.




  1. Моров А.Г. Русская лира: Очерки о музыкальной России.- М.: Сов. Россия, 1971.- С.225-226.


Наш адрес: 446250 Самарская обл., п. Безенчук, ул. Луговцева, 22.
Тел.: 8 (846 276) 2-17-74.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconН. А. Иваненко Волгоградский технический колледж, г. Волгоград в...
В данной статье представлена методика подготовки к литературно-музыкальной композиции, указана её роль в литературном образовании...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции "Я, конечно, вернусь…" (9-12 классы)
Цель: знакомство учащихся с творческой деятельностью В. С. Высоцкого (актёра, поэта, барда)

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconСценарий литературно музыкальной композиции «нашей книжки именины!»
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, аудиозаписи песен и мелодий, костюмы участников представления, реквизит

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции
Учащиеся, преподаватели, гости входят в празднично украшенный зал. Звучит негромкая музыка, на экране на протяжении всего вечера...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconМуниципальный конкурс «Театр и дети». Сценарий литературно-музыкальной...
«Школьный вальс»В. А. Бунчикова; песня «Вставай страна огромная»В. Лебедев-Кумач; песня «День Победы»

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции "Недаром помнит вся Россия"
Мы приглашаем вас на литературно-музыкальную композицию"Недаром помнит вся Россия", посвященную 200-летию со дня Бородинской битвы....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции «С чего начинается родина…»
Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен о Родине, Мире, песен военных...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconПлан работы школьной библиотеки
Помощь в подготовке литературно-музыкальной композиции к 200-летию Бородинского сражения

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года"
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пламя души своей…» iconПрезентация по селу на фоне Сергея Романова «Тихая моя родина» (слайды 1-16) 1 ведущий
Разработка литературно-музыкальной композиции учителя русского языка и литературы Ю. А. Шадриной



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск