Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети»






Скачать 315.75 Kb.
НазваниеСценарий внеклассного мероприятия «Война и дети»
страница1/2
Дата публикации10.04.2014
Размер315.75 Kb.
ТипСценарий
top-bal.ru > Военное дело > Сценарий
  1   2
Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети»

(литературно- музыкальная композиция с применением краеведческого материала)
Цели: показать вклад детей в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне, познакомить с историей школы военного времени, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: плакат с названием мероприятия «Война и дети», плакат «Что ты сделал для фронта?», видеофильм «Освенцим», фотографии детей- героев войны, фотографии учителей и учеников школы №1 1941 года, аудиозапись песен «Священная война», «Бухенвальдский набат», «Катюша», «Пусть всегда будет солнце», рисунки детей

На мероприятие приглашена Виноградова Галина Васильевна, бывший директор школы №1, ребёнок войны, ухаживающая за ранеными в госпитале, находившемся в стенах школы.
Дорогие ребята, сегодня накануне Великого праздника Дня Победы мы поговорим о подвиге таких же девчонок и мальчишек, как вы. О таких же как вы детях, которые в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали в шеренге бойцов – рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О военном подвиге, о трудовом подвиге, о том, как дети вместе со взрослыми приближали Победу, как они не жалея сил, не жалея своей жизни боролись за родную землю. О том, как они побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на их долю.

Мальчишки и девчонки страшных военных лет не играли в войну. Они жили по суровым военным законам.

22 июня 1941 год.

Утро. Щебечут птицы и распускаются цветы. Тепло и солнечно. Просыпаются дети и взрослые. Звучит их радостный смех. Мирная жизнь. И вдруг… Страшное сообщение по радио. Война! Фашисты напали на нашу страну.

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово « война».

«Мама, что это такое – война? Какое-то страшное и непонятное слово?» - спрашивали маленькие дети. А матери прижимали их к груди и плакали.

Что такое война?

Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?

Когда мы писали творческие работы, ученица 3 класса Настя Грибкова, написала: «Война- это боль Родины. И эту боль чувствует весь народ, даже маленькие дети».

Саша Лобов написал стихотворение о войне:

Что такое война?

Это взрывы, гранаты.

Что такое война?

Это раны и кровь.

Что такое война?

Это в битве солдаты,

Это подвиг людей

И к Отчизне любовь.

Я войны не хочу,

Я живу и учусь,

Я маму люблю,

Я «спасибо» скажу

Тем, кто мир защищал,

Кто страну отстоял.

Дети в 1941 году тоже не хотели войны. Они хотели учиться, хотели быть рядом с мамой и папой. Война и дети - это очень страшное сочетание слов. Война обрушилась на детей так же как и на взрослых: бомбами, голодом, разлуками, смертью.

Ребята, а разве Родина не берегла своих детей? Конечно, берегла. Хранила, спасала, как могла. Детей старались увезти подальше от фронта, в тыл. Почему детей берегли, как вы думаете?

- Дети – будущее страны. Не будет детей - не будет и страны. И мамы, и Родина берегли своих детей, прятали, укрывали, спасали.

Но война распорядилась по-своему. Не смотря на все усилия взрослых, дети все-таки оказывались в пекле войны. Говорят, на войне маленьких не бывает. Да, дети военной поры быстро взрослели. Многие из тех, кто постарше, уходили на фронт. Еще вчера они были школьниками, сидели за партами, гоняли мячик, ловили рыбу, вышивали крестиком. А теперь эти дети надели солдатскую форму. Многие ученики нашей школы тоже ушли на фронт. ( Фотографии на стендах). ( Песня « Ах, война, что ты сделала, подлая…»). ( исполняют ученики 8 класса)

Страна спасала детей, а дети спасали страну. Везде появились плакаты «Что ты сделал для фронта?». И ребята мстили врагам. Думаете, им было не страшно? Конечно, страшно. Страшно слушать вой немецких самолетов, страшно стоять под дулом вражеского автомата. Но маленькое детское сердце ненавидело врагов, которые разрушили их мирную жизнь, которые разлучили их с родными. Фронту помогали даже младшие школьники, дети 7,8,9 лет.

(Ученик читает стихотворение).

Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным.

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий по селам

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И в мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То шел к старикам на покос

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму,

Его расстреляли весной.

( М. Вайцман)

(Рассказ учеников о детях - героях войны)

Фашисты поняли, что в нашей стране дети тоже борцы. Они даже издали приказ, в котором говорилось, что немцам следует опасаться мальчишек и девчонок.

Дети и взрослые верили, что наша армия разгромит врага. Вот какое стихотворение написала во время войны буйская третьеклассница:

Красная Армия.

Красная Армия, радость моя,

Хочется мне встретить с любовью тебя.

Армии крепче нигде не найдешь!

Сильный отпор ты врагу даешь.
Промчались танки, готовые к бою.

Летчики наши летают стрелою.

И грозы и тучи им не страшны,

Здесь отважные наши сыны.
Самая крепкая наша страна,

Нам никакая война не страшна!

Посмотрите на эти рисунки. Вы нарисовали войну. Нарисовали взрывы, людей за колючей проволокой. Так было. Вы слышали слово «Концлагерь». Освенцим, Бухенвальд – названия немецких концлагерей. Немцы увозили туда и детей, отбирая их у матерей ( Кадры из фильма «Освенцим»). Песня «Бухенвальдский набат».

Ленинград. Блокада. Испытание голодом. Более 15000 маленьких ленинградцев получили награду. Не за то, что с винтовкой в руках шли под пули, а за то, что в 10-12 лет работали на заводах и фабриках, чтобы заменить ушедших на фронт отцов или матерей, умерших от голода. В день они получали 125 г. хлеба, ели кашу из столярного клея, но не жаловались. Знали жаловаться некому. Тяжело всем.

Самых маленьких детишек из Ленинграда увозили в другие города. Привезли ленинградских детей и к нам в Буйский район, в село Контеево. Контеевские жители заботились о ленинградских малышах, но многие из них были настолько больны и истощены, что спасти их не удалось. Они были похоронены на контеевской земле. Их могилки со временем могли бы затеряться, если бы не людская память. Посмотрите, что сделали контеевские школьники. ( Отрывок из видеофильма).

В Буе не было боевых действий, но буевляне сражались на фронтах, а здесь их ждали жены, дети. Суровое военное время вошло и в наш город. Как жила наша школа, ее учителя и ученики во время войны расскажет экскурсовод комнаты Боевой славы Виноградова Татьяна. ( рассказ о школе в военное время)

Сегодня у нас в гостях удивительный человек, девочка военной поры. Конечно, она давно выросла, долго работала в школе, была директором нашей школы. Но до сих пор она помнит, как 10-летним ребенком приходила в эту школу помогать раненым бойцам, петь им песни. ( Рассказ Виноградовой Г.В.) ( Ребята исполняют песню «Катюша» - одну из любимых песен бойцов)

Когда пришла долгожданная Победа, весь наш народ ликовал, радовался и плакал. (Звучит песня «День Победы» )

Ребята, сегодня мы прикоснулись своим сердечком к сердечкам детей. которые пережили войну. Вспомнили всех детей, которые погибли на этой войне. Пусть вам никогда не придется испытывать ужасов войны.

Не забывайте о тех, кто защищал нашу Родину и будьте достойны их памяти. Давайте почтим минутой молчания память погибших на войне и из-за войны. (Минута молчания).

Я думаю, что сегодня вы стали еще немножечко лучше, что ваши души стали светлее. Что мы можем сделать, чтобы достойно встретить праздник Победы?

( В конце ребята исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»).


«Дети войны» Общешкольное мероприятие.






^ Общешкольное мероприятие «Дети войны»


Вед 1: Тебе сейчас 10 или немногим больше, Ты родился и вырос на мирной земле, Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома.

Вед 2: Ты видишь, как строят новые города, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Вед 1: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,

Вед 2: Первый солнца луч неторопливый,

Вед 1: Запах яблок, зреющих в саду,

Вед 2: Вспомним самый страшный день в году.

Вед 1: Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…

НА ЭКРАНЕ «ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ВОЙНЫ» - д/ф
^ ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
(А. Александровна, Лебедева-Кумача)

1 ученик:
Шло детство, поспевала клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально и прямо
И слез удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат подымался, как крик.
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров…
На блюдце забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.

Вед 1: Война…
Вед 2: Жесточе нет слова.
Вед 1: Война…
Вед 2: Печальней нет слов
Вед 1: Война…
Вед 2: Святее нет слова
В тоске и славе этих лет
И на устах иного слова
Еще не может быть и нет.

1 ученик:
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,

2 ученик:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

3 ученик:
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.

На экране д\ф «Смоленское сражение»
(Кадры: беженцы, среди которых дети. Воздушный налет)
1 ученик:
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.

2 ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?

Вед 1: Юные безусые герои!
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль в глазах сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Вед 2: Сколько вас? Попробуй перечислить-
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, мягком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

^ Фонограмма «Звон колокола»
Вед 1: В 1943г исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сараи старики, женщины и дети…

^ На экране «Монумент в Хатыни»
Вед 2: И этот звон болит во мне. (на фоне звука колокола)
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг,
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик
Над белой тишиной Хатыни.
Колокола, как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.
«Я - Анна, Анна, Анна!»
Издалека…
«О, где ты, мама, Мама?»
Издалека…
На экране «Слова на мраморе в Хатыни»
(ведущий их читает)
Вед 1: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»

На экране кадры из д\ф
(трубы от домов в Хатыни. Монумент старика с ребенком на руках)
Вед 2: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попади в войну, расстались с детством навечно.

1 ученик:
Учились мы при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И черного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.

2 ученик:
Мальчики мужали, мальчики взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели.
Какие, пожалуй, не снились отцам.

Вед 1: О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине писал в своем дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских потому, что даже дети у них сражаются и погибают, как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.

Вед 2: Женя Баковец - белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, группа партизан попала в засаду. Все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: « Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце.

Вед 1: Не склонили головы перед врагом и пионеры Кубани. В Усть-Лабинске фашисты вывели на расстрел около трехсот граждан. Среди них были и дети. Пионер Муся Пинкензон, сын главного врача больницы, не предполагая, что людей горят на казнь, нес с собой скрипку, на которой любил играть. Обреченных на смерти остановили у рва. Отец Муси крикнул немецкому офицеру: « Не убивайте мальчика. Из него выйдет большой музыкант!» Эсэсовец ответил: «Хорошо! Пусть играет, а я послушаю!» Из шеренги смертников вышел мальчик. Он взмахнул смычком и раздались торжественные звуки «Интернационала». И гимн запели все. Тогда палачи открыли яростный огонь.

Вед 2: Виктор Чаленко, уроженец Ейска, пятнадцатилетний разведчик еще до высадки морского десанта у Новороссийска был награжден орденом Красной Звезды. В бою на Малой Земле он уничтожил пулемет, преграждавший наступление моряков. Во время атаки вражеская пуля скосила юного героя. Мальчика из Ейска наградили посмертно орденом Красного Знамени. В кармане погибшего сохранилась записка: « Если погибну в борьбе за рабочее дело, прошу командира зайти ко мне домой в город Ейск и рассказать моей маме, что сын погиб за освобождение Родины. Мой орден, комсомольский билет передайте мамочке. Пусть хранит и вспоминает своего сына. Передайте ей бескозырку, пусть помнит сына-матроса!»

Вед 1: Меткими выстрелами разил гитлеровцев, пионер из станицы Новопокровской Ваня Масалыкин. Выполняли разведывательные задания партизан Леня Тараканник, Володя Гуков, Федя Токарев. Помогали красноармейцам ребята из станицы Брюховецкой Витя и Лена Голубятниковы. Можно было бы назвать и десятки имен юных героев, отдавших свои жизни своей Отчизне.

^ На экране кадры из д\ф «Курское танковое сражение»

1 ученик:
В сорок третьем в атаке
Сквозь крутые снега
Шли ребята на танки,
Сокрушая врага.

2 ученик:
Фашистские танки все ближе,
И, кажется, выхода нет,
Но встал на пути их мальчишка
Неполных пятнадцати лет.

1 ученик:
Зажав, как заветную книжку,
Гранат смертоносный пакет,
На танки рванулся мальчишка
Неполных пятнадцати лет.

2 ученик:
Да разве можно в атаку?
Попробуй дрожь унять.
И навстречу танку
С последней гранатой встать.
Навстречу огню полшага!
Сотню стволов в одного.
И вот, проявив отвагу,
Всегда кто-то первым встает.

«Баллада о зенитчицах» (Р. Рождественский)
Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь одни девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая челка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне…
И старшая, действительно, старея,
Как от кошмара, заслоняясь рукой,
Скомандовала тонко:
- Батарея-а-а-а!
(Ой, мамочка!.. Ой, родная!..)
Огнь!-
И-
Залп!
И тут они заголосили,
Девчоночки,
Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась.
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Он был слышней разрывов этот плач!
Ему - протяжному- земля внимала,
Остановись на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
-Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!..
И снова:
- Батарея-
…И уже
Пред ними,
Посреди земного шара,
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре черных танковых костра!
Раскатывалось эхо над полями.
Бой медленною кровью истекал.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
И честь свою
( в буквальном смысле слова!)
И Родину. И маму. И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность венчального стола
Неслышанное: «Ты моя навеки!»
Несказанное: « Я тебя ждала!..»
И губы мужа. И его ладони.
Смешное бормотание о сне.
И то, чтоб закричать в родильном доме:
-Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!»
И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины…
Пришло к ним это после.
В сорок пятом
Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.

Вед 2: Никто из них не помышлял о славе,
О ней ли думать в страшный час?
Когда родную землю топчет и поганит
Проклятая германская орда.

^ Фонограмма «На безымянной высоте»
(В. Веснера, М. Матусовского)
Вед 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстаршные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Вед 2: Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!

^ На экране портреты пионеров героев
Вед 1: Леня Голиков!
Вед 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Вед 1: Марат Казей!
Вед 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Вед 1: Валя Котик!
Вед 2: Валя Котик погиб 17 февраля 1944г при охране склада с боеприпасами с селе Изяслово.
Вед 1: Володя Дубинин!
Вед 2: Володя погиб 4 января 1942г в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.
Вед 1: Зина Портнова!
Вед 2: Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.

Вед 1: В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!

^ Фонограмма «Удар колокола. Стук манометра»
На экране кадры из д\ ф о блокадном Ленинграде.
Луч прожектора освещает стол со свечой.
Вед 1: (зажигает свечу)
Блокада… Далеко так это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.

Вед 2: Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли на путях.
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

Вед 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить!»

Вед 2: Нет, надо!
Чтоб снова на планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как силы нам нужна.

На экране
«Тетрадь Тани Савичевой»
1 ученик: Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг,
Пионерка - ленинградка, потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
Ленинград в тисках блокады, у ворот ликует враг.
Рвутся бомбы и снаряды, дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться и ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце на страницах дневника.

Вед 1: «Женя умерла 28 декабря в 12 ч. утра 1942г
Бабушка умерла 25 декабря в 3 ч. дня 1942г
Лека умер 17 марта в 8 ч утра 1943г
Дядя Вася умер 17 апреля в 12 ч дня 1943г
Дядя Леша умер 10 марта в 4 ч дня 1943г
Мама умерла 13 мая в 7 ч 30 мин. утра 1943г

Вед 2: Будьте бдительны, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник-
В нем звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:

Вед 1: «Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня»
Стук манометра
Фонограмма « Реквием» (В. Моцарт)
Вед 2: «Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало, как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и вставали…

1 ученик: Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат…
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут, Я все понимаю
Зачем же я хлеб на три части ломаю? (кладет на стол рядом со свечой кусочек черного хлеба)

Вед 1: Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по доге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

2 ученик: Девочка руку протянула
И головой - на край стола.
Сначала, думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель вымолвил, что снова
Занятья после похорон.

^ На экране кадры из д\ф «Пискаревское кладбище»
Вед 2: Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имен,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый, горд сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.

Вед 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Вед 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

Вед 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

Вед 2: Гитлеровцы, оккупировавшие краснодарский край, казнили и замучили 60 тысяч человек. 30 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию Ейска подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.

Вед 1: Был в нашем крае поселок Михизеева Поляна. Однажды сюда нагрянули каратели. Выгнали жителей из домов, заставили выкопать большую яму, а затем всех расстреляли из пулеметов и автоматов. Среди двухсот погибших большинство были дети. Разве можно такое забыть?

«Варварство» (Мусса Джалиль)

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных…
Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ.
И на полях, одетых мглою.
И тучи опустились над землей
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда вовеки!
Я видел: плакали как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, как солнце
Скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалось мгла вокруг,
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук.
Прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнулась, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прамо…
- Я мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусть меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
_ не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез горячих и горючих!
Земля моя, скажи мен, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас.
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

^ Фонограмма «Бухенвальдский набат» (В. Мурадели, А. Соболева)

На экране кадры из д\ф « Детский барак в концлагере)
Вед 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи.
Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»
(Б. Окуджава)

1: Уходили мальчики - на плечах шинели.
Уходили мальчики - храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где, не знали сами.

2: Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.

3: Повидали мальчики - храбрые солдаты-
Волгу - в сорок первом, Шпрее - в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

^ Фонограмма «День Победы» (Д. Тухманова, В. Харитонова)
Вед 1: Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Вед 2: Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
На экране кадры из д\ф
«Возложение венков и цветов на могилу неизвестному солдату, к вечному огню Волгограда»
Вед 1: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
Фонограмма «Ничто не забыто, никто не забыт»
(А. Новикова, В. Харитонова)
На экране слова «Памяти павших будем достойны»

Вед 2: Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колено пред памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, ничто не забыто.

Вед 1: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!

Вед 2: Минута молчания…
Склонитесь, и молод, и стар.
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.

^ Минута молчания. Фонограмма «Никто не забыт»( Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)

Луч прожектора высвечивает выставку книг о пионерах –героях
Стихи:
1: По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.

2: По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.

3: По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.

4: Я не знаю войны, да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.

^ Фонограмма «Нам мир завещали беречь» ( Ю. Чичкова. М. Пляцковского)- танец

Вед 1: На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»
Пусть нам снятся «звездные сны»!

На экране «Голубь- символ мира»
Песня « Я рисую голубя»- поет Давиденко Инна

^ Песня « Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа.

Вед 1: Дети! Им лучше всех на свете!
Дети… за счастье их все в ответе.
Скажите, что было б на свете,
Если б исчезли все дети?
Черные, белые, желтые дети?
Мирно должны жить на нашей планете.

Вед 2: Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых!


Библиотекарю
Биология
Видеоуроки
География
^ Завучу
Дополнительное образование
Дошкольное образование
^ ЕГЭ
Иностранные языки
Информатика
Искусство: ИЗО, МХК, музыка
^ История
Классному руководителю
Коррекционные классы и школы
Математика
^ Начальные классы
ОБЖ
ОРК
Презентации
^ Программы (Софт)
Психологу
Родной язык
Руководителю ШМО
^ Русский язык и литература
Технология
Физика
Физическая культура
Химия
Экономика
Разное

Свидетельство о публикации



Прием работ:



На сайте

MalenkajaAn, jcbyyf, Александр_Игрицкий, Евгения8811, Главный_редактор, AlfinurKa, zinaida50, Провинциал, ЛП6938, Куликова, [Полный список]

Онлайн всего: 1356

Гостей: 1331

Пользователей: 25




Уже с нами



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий внеклассного мероприятия «Война и дети»
Цели: показать вклад детей в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне, познакомить с историей школы военного времени, воспитывать...

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий внеклассного мероприятия «Нам не нужна война!» к 65 – летию Великой Победы
Цели и задачи: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к Родине; систематизация знаний детей о войне

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий мероприятия, посвященный 65-летию Победы: «Маленькие герои большой войны»
Учитель: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».(А. Твардовский)

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий внеклассного мероприятия по английскому языку "Большой английский концерт"
Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку "Большой английский концерт" для 4-11 классов

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий внеклассного мероприятия «Песнь материнского сердца»
Готовясь к празднику, дети выпускают газету, учат стихи, песни, готовят подарки, организуют выставку сувениров, поздравлений. Всей...

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconЛитература Алтая. Тема внеклассного мероприятия: «Он похож на свою родину»
Конспект внеклассного мероприятия с использованием информационно-коммуникативных технологий (икт)

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий праздника halloween Party
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Хеллоуина, представляет собой урок-соревнование. Может быть проведено...

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий внеклассного мероприятия «Прощай, любимый первый класс, ты самый лучший был у нас!»
Цель: подвести итоги учебного года, показать, как дети научились выразительно читать, правильно отвечать на вопросы, воспитывать...

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconСценарий внеклассного мероприятия по основам детской дорожной безопасности...
Сценарий внеклассного мероприятия по основам детской дорожной безопасности для учащихся 1 класса

Сценарий внеклассного мероприятия «Война и дети» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск