В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан»






НазваниеВ. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан»
Дата публикации30.07.2014
Размер76.6 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Военное дело > Документы
Олимпиадные задания по литературе

Школьный тур

6 класс

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1. Джек Лондон «Любовь к жизни» А. роман

2. А. Дюма «Три мушкетёра» Б. сказка

3. М. Лермонтов «Парус» В. басня

4. В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада

5. И. Крылов «Тришкин кафтан» Д. рассказ

6. В. Жуковский «Светлана» Е. стихотворение

7. Г. Х. Андерсен «Русалочка» Ж. повесть

2. Отгадайте загадки:

1) Шел долговяз, в сыру землю увяз.

2) Скатерть бела весь свет одела.

3) Вечером рассыпался горох, утром встал – нет ничего.

3. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»: а) Отечественная война 1812 года, б) Великая Отечественная война, в) первая мировая война.

4. Закончите пословицы:

А) Красна птица перьем, …

Б) Не зная броду,…

В) Слово – серебро, …

Г) Глаза страшатся, …

5. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

6. Определите, героями каких художественных произведений являются эти персонажи.

Солоха, Митраша, Тыбурций, Джон Сильвер.

7. Что такое эпилог?

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

9. Придумайте монолог Солнца, Дождя, Школьного портфеля, Классной доски, Дерева, Компьютера, Детской площадки, Учебника литературы (на выбор).

^ Ответы (литература 6 класс)

1. Джек Лондон «Любовь к жизни» - рассказ

А. Дюма «Три мушкетёра» - роман

М. Лермонтов «Парус» - стихотворение

В. Г. Короленко «В дурном обществе» - повесть

И. Крылов «Тришкин кафтан» - басня

В. Жуковский «Светлана» - баллада

Г. Х. Андерсен «Русалочка» - сказка

1. Д 5. В

2. А 6. Г

3. Е 7. Б (7б)

4. Ж

2. 1)Дождь 2) Снег 3) Звёзды (3б)

3. а (1б)

4. а) … а человек – уменьем.

б) … не суйся в воду.

в) … а молчанье – золото.

г) … а руки делают. (4б)

5. А) Пушкин А. С.

Б) Лермонтов М. Ю.

В) Толстой Л. Н. (3б)

6. Солоха – «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь, Митраша – «Кладовая солнца» Пришвин М. М., Тыбурций - В. Г. Короленко «В дурном обществе», Джон Сильвер – Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ». (8б)

7. Эпилог – это заключительная часть художественного произведения, рассказывающая о героях, их судьбе после изображаемых событий. (1б)

8. ямб (2б)

9. 10б – максимум

Олимпиада по литературе

8 класс

I. Знание текстов художественных произведений.

1.Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

а) Очумелов;

б) Дефорж;

в) Земляника;

г) князь Холмский;

д) советник юстиции Кнап.

2. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном отрывке текста:

а) Ты слушать заповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь,

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,-

А душу можно ль рассказать?

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

б) И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

3. Вспомните фразеологизмы, пришедшие из мифов Древней Греции.

4. Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль.

Перед вами - несколько из них. Укажите автора, название художественного произведения, откуда приведена цитата.

а) Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился. Хотя без слов,

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою…

б) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь…наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.

5. Помните ли вы…

а) Сколько лет княжил Олег?

б) Кого Батый послал сражаться с Евпатием Коловратом?

в) Кто первым узнал Петра I в « Стекольном государстве»?

г) Сколько денег повелел заплатить молодцу «за бесчестие» царь Иван Васильевич?

д) Что произошло, когда на лобном месте Марфа закончила свою речь?

II.Знание истории и теории литературы.

1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.

2. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

3. Назовите жанр произведений:

а) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…»;

б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;

в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;

г) К.Г.Паустовский «Радость творчества»

д) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

4. Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития;

б) Художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков, эмоционально воздействующее на читателя;

5. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С.Пушкин)

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

6. «Соедините» имена и фамилии писателей.

1) Михаил Юрьевич 1)Искандер

2) Фазиль 2)Чехов

3) Михаил Михайлович 3)Лермонтов

4)Антон Павлович 4)Фет

5) Афанасий Афанасьевич 5)Пришвин

7.Что связывает Черную речку и гору Машук?

III.Творческое задание.

Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:

орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Олимпиада по литературе

^ 8 класс

Ответы на вопросы:

I. Знание текстов художественных произведений.

1. а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».

Оценка: за героя-1 балл, за автора-1 балл

2. а) заповедь, б) братом.

Оценка: 5 баллов за правильный ответ.

3. Авгиевы конюшни, яблоко раздора, нить Ариадны, прокрустово ложе, ящик Пандоры, рог изобилия и т.д.

Оценка: ответ-1балл, максимум-5 баллов.

4. а) М.Ю.Лермонтов «Мцыри» б) С.Т.Аксаков «Буран».

Оценка: ответ-5 баллов.

5. а) 33 года, б) Хостоврул, в) шведский гетман, г) 500 рублей, д) упала башня Ярослава вместе с вечевым колоколом.

Оценка: ответ-1 балл.

II. Знание истории и теории литературы.

1. Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть, поучения.

Оценка: ответ-1 балл за жанр, 1 балл за произведение.

2. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

Оценка: ответ-1 балл.

3. а) историческая повесть, б) баллада, в) комедия, г) эссе, д) поэма.

Оценка: ответ-1 балл.

4. а) композиция, б) гипербола.

Оценка: ответ-5 баллов.

5. а) ямб, б) хорей.

Оценка: ответ-5 баллов.

6.1)Михаил Юрьевич Лермонтов, 2) Фазиль Искандер, 3)Михаил Михайлович Пришвин, 4)Антон Павлович Чехов, 5)Афанасий Афанасьевич Фет.

Оценка: ответ-1 балл.

7.Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова.

Оценка: ответ-5 баллов.

III.Творческое задание.

Оценка: 10 баллов.

^ Олимпиада по литературе (школьный этап)

5 класс

1. Вспомните, под какими псевдонимами нам известны эти писатели: (5б.)

А) Максим Горький

Б) Антоша Чехонте

В) Александр Михайлович Гликберг

Г) Марк Твен

Д) Аврора Дюдеван

2. Дайте определение слова «рассказ». Особенности рассказа. (3б.)

3. «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Сказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма

И.А.Крылов «Волк на псарне» Сказка

«Повесть временных лет» Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада

Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Басня

В.А.Жуковский «Спящая красавица» Рассказ

4. Что обозначают выражения? Откуда они произошли? (2б. за каждое значение выражения)

А) «Ахиллесова пята»

Б) «Авгиевы конюшни»

5. Придумайте (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода (из 4 – на выбор – 1): о компьютере, об утюге, о холодильнике, о телевизоре.

(1 загадка – 5 баллов)

6. Интерпретация лирического произведения. (10б.)

М.Исаковский

Родное

Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

На ветвях танцуют белки,

Лес, обветренный, молчит.

Солнце в облачные щелки

Шлёт раскосые лучи.

У опушки дремлют кони,

Подпирая боком ель.

Снится им, что в поле стонет

Безголосая метель.

Школьный дом многоэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

Гусь степенный в луже моет

Свой гусиный красный нос…-

Всё моё и всё родное,

Чем я жил и где я рос.

1) Каково настроение стихотворения? Понаблюдайте, его нельзя определить только одним словом. Зависит ли от этого интонация при чтении?

2) В этом стихотворении поэт использовал для образности много метафор и олицетворений. Найдите их, объясните, как вы их понимаете.

3) Прокомментируйте название стихотворения.

4) Сколько строф понадобилось автору, чтобы передать свои мысли, своё восприятие жизни?

5) В каких строчках заключена главная мысль, идея этого лирического произведения?

^ Ответы (5 класс):

1. .Вспомните, перед какими псевдонимами нам известны эти писатели: (5б)

А) Максим Горький – Алексей Пешков

Б) Антоша Чехонте - Антон Чехов

В) Александр Михайлович Гликберг – Саша Чёрный

Г) Марк Твен – Самюэль Клеменс

Д) Аврора Дюдеван - Жорж Санд

2. Рассказ – маля форма эпического рода литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа. (3б.)

3 . «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Рассказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Сказ

И.А.Крылов «Волк на псарне» Басня

«Повесть временных лет» Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Поэма

Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Баллада

В.А.Жуковский «Спящая красавица» Сказка

4. а) «Ахиллесова пята» - уязвимое место, слабая сторона. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.

б) «авгиевы конюшни» - очень загрязнённое место, запущенное помещение. Из буквального словосочетания, т .е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, это конюшни, которые не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. (2б. за каждое значение выражения)

5. (1 загадка – 5 баллов)

6. 10б.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconУчебник стр. 94 упр. 27, стр. 95 упр. 29
Прочитать рассказ Бунина «Косцы» и повесть Короленко «В дурном обществе». Проанализировать системы образов повести и рассказа. Подготовить...

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconВ. Г. Короленко «В дурном обществе», читать, ответить на вопросы
Повторение по теме «Имя числительное». с. 156, контрольные вопросы и задания. Упражнение 387, 389

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» icon2-я часть учебника: Прочитать стр. 3-17, ответить на вопросы стр....
Прочитать повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» стр. 12-48, ответить на вопросы на стр. 47

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconИван Андреевич Крылов Ворона и Лисица
Крылов И. А. Ворона и Лисица// Крылов И. А. Полное собрание сочинений. В 3 т. Т басни. Стихотворения. Письма./ И. А. Крылов; ред....

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconКузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко)

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconАльпийская баллада
Отправление из Санкт-Петербурга в 15. 00 поездом №49 до Бреста (Витебский вокзал)

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconКлассный час на тему "Конвенция о правах ребенка"
Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем....

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconК. Н. Суворова, Р. Б. Опарин, Т. А. Сысоева, О. Б. Тамразова, Т. Н. Гришко
Городская клиническая кожно-венерологическая больница №14 им. В. Г. Короленко, Москва

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconМетодическая разработка урока литературы 5 класс Тема урока: «Басни....
Тема урока: «Басни. И. А крылов "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"»

В. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан» iconВ. Г. Короленко «Купленный мальчик», «Дети подземелья»
А. П. Чехов Юмористические рассказы «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий», «Размазня», «Злоумышленник»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск