Номинации






НазваниеНоминации
страница1/5
Дата публикации30.05.2014
Размер0.79 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5

ФИО участника

Нелина Анна Петровна

Должность, предмет

Зам. директора по УВР

Педагогический стаж

23 года

Регион

Рязанская область

Полное название ОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» муниципального образования – городской округ город Касимов

ФИО руководителя ОУ

Трандина Елена Алексеевна

Почтовый адрес участника (с индексом)

391308 Рязанская обл. г. Касимов, ул. Горького, д.30

Электронный адрес участника (e-mail)

Stan_unnatov@inbox.ru

Название номинации

Лучшее методическое пособие

Тема методической разработки

Методическое обеспечение учебного занятия


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов» муниципального образования –

городской округ город Касимов

Сборник методических материалов
Методическое обеспечение

учебного занятия

Касимов, 2013


В данный методический сборник включены различные типы занятий, разработанные педагогами МБОУ ДОД «СЮН» города Касимова по экологическому воспитанию.

Методическое обеспечение учебного занятия: материалы к занятиям педагогов.

Составитель Трандина Е.А. Касимов; МБОУ ДОД «СЮН», 2013г.


Введение
Углубленное и расширенное знание воспитанников о предмете изучения является одной из основных задач работы объединений МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» города Касимова. Такая работа может осуществляться с помощью разных методов и форм. В за­висимости от того, какие признаки (стороны) занятий берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Коли­чество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, пред­ложившему группировать занятия по двум критериям:

  1. содержа­нию и 2) способу проведения.

По содержанию занятия расчленяются по своему содержанию в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебные занятия делятся на занятия-экскурсии, игровые занятия, занятия самостоятельной работы и т. д.

Типы занятий в педагогике и методике можно выделять по количеству и соотношению целей и задач, которые решаются параллельно или последова­тельно и влекут за собой ту или иную структурную организацию. Принято различать два основных типа занятий:

- комбинированное, в котором сочетается несколько относительно равно­значных целей, достигающихся последовательно одна за другой и в котором соответственно комбинируется несколько этапов,

- моноцелевое (одноцелевое), в котором четко выделена одна ведущая цель,
сопутствующие цели и задачи ранжированы, достигаются параллельно и в кото­ром структура подчинена, в первую очередь, логике достижения ведущей цели.

Комбинированное занятие

Этапы ком­бинированного урока, разложенные на отрезки времени, вы­глядят так:


Организация работы


Повторение изученного (актуализация знаний)

Изучение новых знаний, формирование новых умений

Закрепление, систематизация, применение


Задание на дом

Этапы

1

2

3

4

Последовательность этапов должна быть обоснована педагогической, частнометодической и содержательной логикой урока.

На комбинированном занятии педагог имеет возможность достижения не­скольких целей. Элементы (этапы) занятия могут быть скомбини­рованы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспи­тательных задач.

Комбинированное занятие лучше других типов согласуется с за­кономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.Моноцелевые (одноцелевые) занятия

Кроме комбинированного (смешанного), широко используются мононаправленные или моноцелевые занятия. Это название условно, т.к. на таких занятиях присутствует целый комплекс целей и задач:

  1. воспитательные и дидактические разного уровня (обще - и частнодидактические),

  2. в числе воспитательных задач, например, воспитание культуры;

  3. в числе дидактических по разным классификациям выделяют, например,

- учебные (усвоение знаний, развитие умений, навыков) и развивающие (развитие способностей),

- практические (умения, навыки), познавательные (знания) и развиваю­щие способности),

- коммуникативные (навыки, умения, коммуникативная компетенция), познавательные (знания), развивающие (способности);


  1. в общедидактическом плане цели могут различаться по степени новизны материала и действиям с ними - повторение пройденного, прохождение нового, применение теоретических знаний на практике, сочетание, комбинирование пройденного и нового на более высоком уровне, контроль и самоконтроль знаний, умений, навыков;

  2. в частно-предметных методиках эти цели конкретизируются детальнее,


Но из всего комплекса присутствующих на мононаправленном занятии це­лей одна является ведущей, доминирующей, определяющей основную направ­ленность и методическую логику занятия.

В зависимости от доминирования той или иной цели, мононаправлен­ные занятия могут быть различных типов и видов.

  1. занятия усвоения (изучения) новых знаний;

  2. формирования новых умений;

  3. обобщения и сис­тематизации знаний, умений;

  4. контроля и коррекции знаний, умений;

  5. применения знаний, умений на практике.

Например, занятия, на которых развитие способностей является ведущим, условно могут быть названы развивающими. Не надо забывать, что обучение присутствует на этих занятиях в качестве сопутствующей цели.

Занятия, на которых основ­ное место занимает повторение, соответственно так и называются. Занятия, на которых осуществляется комбинирование пройденного материала, проверка степени овладения учащимися этим материалом, называют ито­говыми или контрольно-итоговыми. Это чаще всего межтематические или межцикловые занятия.

Занятия, на которых идет тренировка нового, его ав­томатизация, принято называть тренинговыми или занятиями формирова­ния (развития) навыков.

Получается, что все названные типы представляют собой «укорочен­ный» комбинированный урок.

Структуравыделенных типов урока состоит обычно из трех частей:

1) организации работы (1—3 мин),

2) главной части (формирование, усвоение, повторе­ние, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35—40 мин),

3) подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).
Из разных видов занятий складываются циклы. Циклом называется повторя­ющаяся последовательность занятий, объединенных по какому-либо критерию (например, тема, проблема, динамика становления какого-либо умения). При разных педагогических или методических подходах в рамках обучения конкрет­ным предметам могут быть разные по структуре циклы.

1. Занятия изучения нового материала

Основная цель освоения нового материала – установление различных причинно-следственных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащегося. А также между отдельными элементами изучаемых знаний. Приёмы осмысления могут быть самыми разнообразными: сравнение, система поисковых вопросов, элементы различных игр, путешествия и т.д.

В процессе изучения нового материала нужно ознакомить учащихся с различными достижениями, фактами, технологиями и т.д. Примеры, иллюстрирующие законы, явления, традиции, применение законов в жизни, надо приучать давать только свои. Эффективность таких занятий в значительной мере зависит от правильного, целенаправленного планирования и организации, поиском оптимальных форм самостоятельной деятельности учащихся и управления ими со стороны педагога.
2. Занятия закрепления изученного материала

Закрепление обеспечивает запоминание, прочность фундаментальных знаний. При правильной организации закрепление может и должно выполнять функции обучения и развития детей.

Одним из способов закрепления является повторение, которое подразделяется на текущее повторение, актуализацию опорных знаний, итоговое повторение и систематизацию знаний. При организации текущего повторения рекомендуется отобрать фундаментальные знания, необходимые для повторения; на следующем занятии обязательно повторить фундаментальные знания, пройденные на предыдущем занятии, под углом зрения предстоящей познавательной деятельности по овладению новыми знаниями; продумать разнообразные формы повторения.

Нет смысла повторять несколько раз одно и то же в одинаковой форме. Это неэффективно. Следует так варьировать постановку вопросов, чтобы одну и ту же идею, правило, закон, и т.д. преподносить каждый раз в совсем ином виде.

Вопросы для повторения подбираются педагогом в течение многих лет, шлифуются по форме и содержанию. Их оптимальный подбор во многом определяет успех при закреплении.

Целесообразны для закрепления приёмы сравнения и противопоставления объекта изучения с уже известным. При этом закрепляются оба понятия. Очень эффективна такая форма закрепления материала, когда вывод повторяется в иной вариации, но с использованием «старой» идеи. Это позволяет сделать закрепление составной частью изучения нового материала.

Очень полезно закрепление в форме самостоятельных упражнений практической работы на только что изученный материал. Сначала надо дать образец выполнения задания, выполнить нужное число упражнений по образцу и лишь, затем закреплять материал на применение знаний в изменённой ситуации.

Итоговое повторение целесообразнее всего не как простое воспроизведение материала в конце темы, раздела, полугодия, года, а как обобщение и систематизация знаний. Главная трудность для педагога в том, чтобы отобрать наиболее важные, узловые вопросы курса и органично соединить их повторение с изучаемым новым материалом. Неудачи при закреплении связаны в основном с неправильным планированием содержания закрепления и его форм. Надо из многих вопросов выбрать для закрепления самые существенные.

3. Занятия контроля и коррекции знаний

Контроль знаний – это проверка знаний данного воспитанника, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности.

Контроль знаний воспитанников выполняет по меньшей мере три функции:

  1. управления процессом усвоения, его коррекция;

  2. воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции воспитанников к деятельности;

  3. обучения и развития.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний даёт педагогу информацию о ходе познавательной деятельности воспитанников о том, как идёт усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам воспитанник. Такую связь называют внутренней. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса.

Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний детей явно зависят от систематичности, регулярности и глубины контроля. Кроме того, контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истиной картины знаний учащегося. Контроль должен быть также всесторонним, охватывать все разделы программы.

Формы контроля должны быть разнообразными. Это разнообразие используется для нивелирования (сглаживания) недостатков какого-либо одного вида контроля. Шаблон в контроле знаний недопустим. Проверяется не только запоминание, но и глубокое осмысление учебного материала.

Основные виды контроля:

Устный опрос; фронтальный опрос; общественный опрос; зачёт по теме, различные виды программированного контроля (тесты, опросники, анкеты, перфокарты); визуальный контроль за выполнением задания; предметные диктанты; домашние сочинения; самостоятельные работы; письменные ответы по карточкам; контрольные работы, творческие задания; взаимный контроль воспитанников, самоконтроль.

Итак, педагог располагает богатым набором средств контроля, что позволяет сделать его достаточно эффективным, регулярным и разнообразным.
4. Занятие комплексного применения знаний и умений

Чтобы занятие обеспечивало целенаправленное развитие воспитанников, для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы занятия подчиняются единой теме.

Комплексный подход к занятию проявляется, во-первых, в организации единённой направленности всей деятельности воспитанников, ориентированной на раскрытиетемы занятия. Ребята в процессе собственных действий должны почувствовать и осознать большую блочную тему, в которой одна и та же тема повторяется, но при этом каждый раз с изменениями:

то в знакомой ситуации, типовой, то в измененной ситуации, то в новой, проблемной ситуации.

Творческие способности школьников формируется в процессе активной творческой деятельности. Поэтому, чем разнообразнее и активнее формы деятельности детей на занятии, тем успешнее может осуществляться развитие их творческих способностей,

формирование интересов, вкусов, потребностей.
Во-вторых, комплексный подход проявляется в реализации триединой дидактической цели, когда в ходе занятия решается комплекс задач. Он включает задачи образовательные, воспитательные и развивающие.

Уточненный перечень главных типов занятий следующий:

1) комбинированные (смешанные);

2) изучения новых знаний;

3) формирования новых умений;

4) обобщения и систематизации изученного;

5) контроля и коррекции знаний, умений;

6) занятия практического применения знаний, умений (Г.И. Щу­кина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.

7) занятия комплексного применения знаний.

Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура


1. Комбинированное

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной ин­формации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, про­верки уровня усвоения системы знаний и умений.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение учебного материала. Осознание и осмысление учебного материала.

Систематизация знаний и умений.

Применение знаний и умений.

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов)


2. Изучения нового материала и первичного закрепления


Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация. Актуализация.

Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление учебной информации.

Первичное закрепление учебного материала.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов)



3. Комплексного примене­ния знаний и умений



Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и но­вых учебных ситуациях.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Применение знаний (упражнения):

- в знакомой ситуации (типовые),

-в измененной ситуации (конструктирование),

- в новой ситуации (проблемные).

Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов)


4. Обобщения и систематизации знаний и умений

Создать условия для систе­матизации изученного мате­риала, выявления уровня овла­дения системой знаний и уме­ний, опытом творческой дея­тельности.

Оргмомент.

Целеполаганне и мотивация.

Актуализация.

Систематизация и обобщение.

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Проверка уровня обученности.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов)


5. Актуализации знаний и умений

Создать условия для вос­произведения в памяти уча­щихся системы опорных зна­ний и умений, стимулировать поисковую деятельность

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация знаний и умений:

- с целью подготовки к контрольному уроку;

- с целью подготовки к изучению новой темы.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока)

6. Контроля и кор­рекции знаний и умений

Создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррек­ции учебной деятельности учащихся.

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся.

Рефлексия (подведение итогов)


В данном сборнике представлены разработки занятий педагогов МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» с использованием классификации типов занятий

  1. комбинированные (смешанные);

  2. изучения новых знаний;

  3. формирования новых умений;

  4. обобщения и систематизации изученного;

  5. контроля и коррекции знаний, умений;

  6. занятия практического применения знаний, умений (Г.И. Щу­кина, В.А. Онищук, НА. Сорокин, М.И. Махмутов и др.

  7. занятия комплексного применения знаний.

Грамотная организация и методически правильное проведение занятия является гарантом успешного восприятия воспитанниками учебной информации, приобретения умений и навыков, развития экологической культуры.

Сборник подготовлен по итогам семинара – практикума «Методическое обеспечение учебного занятия», цель которого: создать условия для повышения педагогического мастерства педагогов при обобщении знаний о современном занятии.

Материалы сборника могут быть использованы для работы творческой лаборатории педагогов Станции «Учебное и учебно-методическое пособие», для занятий «Школы молодого педагога», учителями общеобразовательных школ города.
^ Методическая разработка занятия «Лесные подарки»

Педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮН»

Артемовой Н.С.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Номинации iconПризовое место в номинации “Исследовательская работа ”
Победа в номинации “Практическая направленность работы” в секции “Природа родного края”

Номинации iconЗа сказками следом стихи. Боже мой! До чего
Ирина Викторовна, учитель истории, занявшая 2 место в номинации «Поэзия», и Стучкова Кристина, теперь уже выпускница нашей школы,...

Номинации iconКонкурс представлено 40 ЕжеДневников младшего школьника 1, 2, 3,...
Жюри в составе: председатель – Таратенко Т. А., члены –Трофименко Р. В., Шкеле Н. В., рассмотрели представленные работы и определили...

Номинации iconКонкурсе (читайте номинации). Успехов Вам! С уважением, Татьяна Леонидовна
Уважаемые родители, приглашаю Вас принять активное участие в данном конкурсе (читайте номинации)

Номинации iconМоу «сош №2 с. Карагач»
«Мое призвание» она награждена дипломом за 3 место в номинации «Моя творческая лаборатория». В конкурсе на «Лучшее оформление образовательной...

Номинации iconБиография, спортивный фильм о судьбе всемирно известного хоккеиста...
Дважды лауреат нaциoнaльной кинeмaтoгpaфичecкой пpeмии «Hикa» в номинации «Лyчшaя женская роль» (фильмы "Мусульманин", "Барак")....

Номинации iconЭтапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
Михаила Зуева. Наградили 31 особо одаренного ученика, 6 лучших педагогов дополнительного образования, 8 учеников в номинации «Особо...

Номинации iconО результатах районных чеховских чтений, посвященных юбилею писателя
Парбигской, Плотниковской и Поротниковской; в номинации «Стихотворение о Чехове» 7 человек из 4 школ Бакчарской, Вавиловской, Парбигской...

Номинации iconИнформация об электронных изданиях и фотоальбомах, представленных...
И чувашской Республики выдвигает на конкурс в номинации «Мультимедийные издания» компакт-диски с электронными изданиями «Служил Красоте...

Номинации iconКонкурс прошел весело и позитивно. Зрители тепло приветствовали участников....
В номинации «Театр» участвовало 7 коллективов. В номинации «Литература» 4 участника. В составе жюри были педагоги и члены Ученического...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск