Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района






Скачать 156.19 Kb.
НазваниеИнновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района
Дата публикации22.10.2013
Размер156.19 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Военное дело > Документы
Инновационный образовательный проект

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Куйбышевской средней общеобразовательной школы

Куйбышевского района

«Освоение современных средств оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы в условиях ФГОС»

Актуальность обозначенной проблемы
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального и основного общего образования. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Конкретизация планируемых результатов позволяет обоснованно и целенаправленно выстраивать внутришкольную оценку уровня достижения индивидуальных результатов обучающихся.

Основные функции системы оценки:

  • ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система оценки перестает быть моделью контроля качества образования и становится моделью обеспечения качества образования.

В контексте стандарта определены функции системы оценки достижения планируемых результатов:

  • комплексный подход к оценке результатов образования – личностных, метапредметных и предметных;

  • использование планируемых результатов для содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения основных образовательных программ на основе системно-деятельностного подхода – выполнение учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;

  • сочетание внутренней и внешней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио) для характеристики динамики индивидуальных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких методов оценки, как проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Система оценки планируемых результатов – это целостный компонент ФГОС и Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования. Разработка этого компонента является основанием для организации и содержания образовательного процесса в школе. Успешность решения данной задачи во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления качеством образования.

Модель оценки индивидуальных достижений учащихся, система контрольно-оценочной деятельности, современные средства оценивания являются самостоятельным элементом содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

^ Проблемное поле для проектного решения

1. Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов. Материалы системы оценивания конкретизируют как сами требования, так и планируемые результаты образования, выражая их на языке понятном и доступном не только профессионалам, но и основным категориям непрофессиональных участников образовательного процесса – детям и родителям. На данном этапе планируемые результаты сформулированы и представлены как результаты подготовки выпускника начальной школы и как результаты выпускника основной школы. Формирование системы текущей, промежуточной аттестации требует определения планируемых результатов в рабочих программах учителя. Они и составят основу для внутренней оценки, для разработки новых средств оценивания.

2. Основной механизм обеспечения качества образования состоит в уточнении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки в рамках внешней и внутренней экспертизы. Именно внешняя оценка должна определить, что подлежит оценке: в каких форматах, с помощью каких заданий, какие ответы считать верными. Это выдвигает требования к формированию внутренней оценки. На данном этапе такие требования не сформированы.

3. Изменение системы оценки результатов образования потребует обновления учета образовательных достижений школьников. Анализ заполнения учителями классных журналов показывает, как много дополнений и пояснений к выставленным отметкам вводится в ходе практической работы: даются наименования контрольных и проверочных работ; отмечаются разные виды и характер устных ответов; разъясняется содержание текущих отметок. Фактически учителя организуют учет достижений учащихся по основным разделам курсов и разновидностям учебной деятельности. Вместе с тем, нынешняя форма журнала недостаточно приспособлена для полноценного контроля текущих достижений. Журналы не приспособлены и для итоговой оценки. На основании отметок, выставленных в журнале, не всегда легко определить содержание и характер итоговой оценки. В условиях стандарта в журнале должны быть графы и страницы для итогового оценивания выполнения заданий, проверяющих базовый и повышенный уровни подготовки. В журнале могут быть выделены графы для оценки участия школьника в проектных и исследовательских работах.

4. До введения стандартов знания школьника оценивались по верхнему уровню достижений, из которого "вычиталось" то, чего он не достиг. Поэтому отметка "3" являлась зыбкой границей между успехом и неуспехом, свидетельствуя о низком уровне подготовки, при этом, она не поддавалась четкой содержательной интерпретации. Проверка подготовки школьников в соответствии с требованиями ФГОС открывает возможность оценивать знания "методом сложения": от достигнутого уровня к более высокому.

5. Для оценки достижения требований к результатам образования (построения шкал оценивания и представления результатов) предлагается использовать уровневый подход. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной методологической задачей становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся. При переходе на новую «уровневую» систему оценивания предстоит содержательно наполнить каждый уровень достижений, т.е. определить какие знания, умения и компетентности могут продемонстрировать учащиеся, достигшие того или иного уровня. Необходимо операционализировать требования стандарта к результатам для уровневой дифференциации содержания и оценки индивидуальных достижений.

6. Оценка сформированности метапредметных умений, как основы для продолжения образования, должна осуществляться для каждого ученика и служить основой для диагностики образовательных достижений. По мере развития системы оценки метапредметных умений (инструментария и процедур) возможно включение данной оценки в мониторинговые исследования качества образования.

7. Ограниченность процедур оценки индивидуальных достижений обучающихся и несистемное введение новых инструментов оценки образовательных результатов являются риском в условиях реализации требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам.

8. Содержанием и критериями для оценки становятся личностные, метапредметные и предметные результаты, которые составляют планируемый результат. Такой результат оценивать прежней системой нельзя. Как оценить способность работать с текстами разной конструкции, или способность вести дискуссию, или способность к самоконтролю? Поэтому предлагается накопительная система оценки (балльная), портфолио, «зачет/незачет», «достиг/не достиг», «освоено/не освоено». Данная проблема требует разработки локальных нормативных актов, перехода к новым измерителям, пересмотра отчетной документации, изменения методов внутришкольного контроля. Решение проблемы затрагивает и внешние факторы, которые представлены службами контроля качества образования на разных уровнях.
Проектная разработка
Цель проекта: Формирование содержательно-дидактического потенциала внутренней системы оценки образовательных результатов в контексте ФГОС.
Задачи реализации проекта:

  • разработка методических подходов к оценке планируемых результатов в условиях дифференциации и индивидуализации обучения;

  • определение содержательной и критериальной базы для оценки текущих, промежуточных и итоговых результатов освоения образовательных программ;

  • разработка инструментария оценки (шкала баллов, рейтинговая система, зачет/незачет);

  • создание банка измерителей личностных, метапредметных, предметных результатов;

  • планирование и проведение мероприятий по оценке образовательных результатов с использованием новых процедур;

  • интерпретация апробационных данных и подготовка аналитических материалов по результатам реализации проекта;

  • представление и распространение опыта работы по созданию современных средств оценивания результатов образования;

  • организация широкого общественного и профессионального обсуждения полученных данных;

  • подготовка рекомендаций по формированию системы внутренней оценки образовательных результатов в условиях реализации требований ФГОС.


Содержание проектного замысла:

Инновационный подход по формированию системы внутренней оценки заключается в следующих положениях:

  • комплексность (оценка личностных, предметных и предметных результатов);

  • оценка динамики учебных достижений обучающихся;

  • разнообразие методов и форм оценивания (персонифицированные и неперсонифицировнные, стандартизированные и нестандартизированные, творческие работы, проекты, самоанализ и др.)

  • системность (оценка достижений обучающихся, эффективности деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования);

Итак, система оценки – это система мер по измерению результатов образования. Эта система включает:

    • объекты и содержание оценки;

    • критерии оценки, процедуры, инструментарий;

    • методы и средства оценки;

    • цели использования результатов;

    • основные группы пользователей.

Цели использования результатов оценки достижений учащихся:

  • принятие управленческих решений на основе результатов текущего, промежуточного, итогового оценивания достижений учащихся;

  • оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса;

  • оценка индивидуального прогресса обучающихся;

  • оценка качества образовательной услуги.

Проектируя внутреннюю систему оценки образовательных результатов на основе современных средств оценивания, необходимо переосмыслить существующие положения образовательной деятельности:

  • отказаться от ориентации контрольных проверок на оценку результатов запоминания фактического материала, на проверку алгоритмических знаний и перейти к оценке уровня владения учебными компетенциями, универсальными учебными действиями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к творческой деятельности;

  • ориентироваться не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;

  • ввести безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы, продолжить эту систему в 5-7 классах, обучать детей самооцениванию;

  • внести изменения в систему оценивания на основе дифференциации в оценке результатов, само- и взаимооценивания, открытости критериев оценки для учащихся;

  • отказаться от привычной ориентации на «среднего ученика» и перейти к индивидуализированным методам, формам и средствам оценки, использовать аутентичную оценку, предполагающую выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений;

  • сменить практику разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период, перейти на накопительную систему отметок;

  • оценивать труд педагога не только по знаниевым и навыковым достижениям его учеников, но и по динамике основных показателей развития учеников, по динамике формирования универсальных учебных действий.

В соответствии с требованиями стандарта оценочная деятельность должна:

  1. сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  2. обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

  3. представить систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу), позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.


Механизмы реализации проекта:

1.Создание условий для реализации проектного замысла:

    • переход на требования ФГОС начального общего образования;

    • разработка технического задания для организации групповой работы по отдельным проблемам инновационного проекта;

    • создание научно-методического и технологического обеспечения реализации проекта: договор о совместной деятельности с ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, активная работа в сети областных инновационных площадок, разработка технологических карт и форм для аналитических и отчетных материалов, создание информационной базы проектных материалов;

    • определение системы доплат за участие в проектной деятельности;

    • подготовка методических материалов и информационно-технологических ресурсов для реализации проекта;

    • создание внутришкольной системы повышения профессионального уровня педагогов.


2. Моделирование комплексного подхода к построению системы внутренней оценки образовательных результатов:
Модель оценки результатов освоения
общеобразовательных программ и её основные компоненты


Оценка результатов освоения общеобразовательных программ (объект и содержание оценки)

Субъективные методы оценки (инстру-ментарий, процедуры и средства)

Объективные методы оценки (инстру-ментарий, процедуры и средства)

Другие

Проекты

Практические работы

Портфолио

Письменный или устный опрос

Тестирование (стандартизированное)

Анкетирование (стандартизированное)

Стартовый, текущий и итоговый контроль

Аттестация учащихся, педагогических кадров, самоанализ школы

Мониторинговые исследования

Внутренняя оценка (

Внешняя оценка

Основные группы пользователей:

Учащиеся, педагоги,

Администрация школы

Родители

Население социума

Органы управления образованием

Механизмы обеспечения качества оценки:

– Реалистичность требований и критериев

– Уровневые требования к результатам образования

– Открытость требований, процедур и критериев, надежность средств.

Риски:

– Искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур

– Увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения

- Натаскивание на содержание проверки

- Перегруженность учителей и учащихся



3. Принятие организационно-управленческих решений:
3.1. Подготовка нормативных локальных актов: Положение о системе оценки в соответствии с ФГОС, Правила заполнения классных журналов и дневников, Положение о внутришкольном контроле.

3.2. Создание творческой группы по разработке методических рекомендаций по системе оценки в начальной школе.

3.3. Разработка системы мониторинга социально-психологических эффектов по итогам реализации системы оценки.

3.4. Планирование разъяснительной работы с родителями учащихся.

3.5. Разработка схемы взаимодействия с Центром модернизации общего образования по проблемам проектной деятельности, по организации внешней экспертизы достижений учащихся.

3.6. Участие в мониторинговых исследованиях по апробации измерителей личностных, метапредметных и предметных результатов (Центр модернизации общего образования РИПК и ППРО, Центр оценки качества образования РАО).
4. Обеспечение содержательной целостности и последовательности проектной деятельности.


Этапы

Содержание этапа


1

Анализ, творческая переработка накопленного опыта по оцениванию образовательных результатов; отбор методик учителей, в наибольшей степени соответствующих требованиям ФГОС. Изучение методических рекомендаций в контексте нового стандарта.


2

Подбор измерителей, разработка банка оценочных материалов для внутришкольного контроля: стартовая диагностика, промежуточная аттестация, итоговый контроль. Апробация разработанных измерителей и мждународных тестов TIMSS, PIRLS.



3

Разработка (проектирование) систем:

  • качественного оценивания, поиск способов ее сочетания с другими системами (в частности, количественного оценивания);

  • безотметочного обучения в начальных классах;

  • самооценивания учащихся, направленного на развитие рефлексивных умений;

  • индивидуальных образовательных планов как основы выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов ученика и способа его контроля;

  • оценки учителя учениками как важного фактора воспитания у учеников субъективности в отношении своего образования.


4

Создание механизма внедрения новой контрольно-оценочной системы в практику работы школы:

  • переход на безотметочную систему обучения в начальных и 5-7 классах основной школы;

  • переход от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания ребенка по результатам его собственного продвижения;

  • привлечение учащихся к разработке принципов и критериев оценивания;

  • введение открытой защиты учеником своей деятельности (отчета о ней) как формы итоговой аттестации за определенный период (полгода, год)



Сроки и этапы: 01.09.2011 – 01.09.2014.

Подготовительный этап: 01.09.2011-01.01.2012 – создание творческих групп по изучению информационного поля по заявленной проблеме; проведение дискуссионных площадок, семинаров по выработке информационно-методической базы проектной деятельности; определение дополнительных функциональных обязанностей работников, планирование сетевого взаимодействия по научно-методическому обеспечению реализации проекта.

Апробационный этап: 01.01.2012 – 01.01.2014 – создание банка измерителей планируемых результатов; подбор методик и средств для оценки достижений учащихся, шкалы для выставления отметок; определение форм внутришкольного контроля образовательных результатов; участие в апробации измерителей Центра оценки качества образования РАО (апрель 2012); описание системы и модели оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Обобщающий этап: подготовка аналитических материалов, представление результатов реализации инновационного проекта на всех уровнях; разработка методических материалов по созданию системы внутренней оценки планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Заключительный этап: публикация опыта; проведение мониторинговых исследований по выявлению социально-образовательных эффектов в связи с введением новой системы оценки образовательных результатов.
Ожидаемые результаты:

  1. Нормативно-правовое определение системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.

  2. Целостная модель внутришкольной оценки образовательных результатов на основе требований ФГОС.

  3. Учебно-методическая система обеспечения реализации новой системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

  4. Банк измерителей личностных, метапредметных и предметных результатов.

  5. Документальное сопровождение новой системы оценки качества образования, определение средств оценивания образовательных результатов.

  6. Информационно-технологический ресурс системы учета, динамики, хранения и представления индивидуальных достижений учащихся.

  7. Модель внутришкольного контроля по обеспечению качества образования.

  8. Позитивная динамика мотивации у учащихся к освоению образовательных программ на основе объективизации и открытости критериев, средств оценивания индивидуальных достижений.

  9. Наличие социально-образовательной эффективности в результате реализации новой системы оценки.

  10. Рост профессионального уровня педагогов в ходе формирования системы оценки результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

  11. Наличие публикаций, разных форм трансляции педагогического и управленческого опыта в ходе реализации инновационного проекта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconПубличный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Настоящий Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 адресован...

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconПрограмма государственного бюджетного общеобразовательного учреждения...
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения самарской области средней общеобразовательной школы №1 «ОЦ» п г т. Стройкерамика...

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconОтчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №89 г. Челябинска

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconОбразовательная программа общеобразовательного учреждения Шадкинской...
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шадкинской средней общеобразовательной школы...

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconПриказ №12 от 17. 10. 2012г. Образовательная программа муниципального...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Богородицка Тульской...

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconОтчет по самообследованию общеобразовательного учреждения
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сачковичской средней общеобразовательной школы

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconДоклад Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения...
...

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconПрограмма развития Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Проект «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности»

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconПриказ №70 пд от 31 августа 2013г Образовательная программа муниципального...
Общая характеристика школы. Юридическое обоснование функционирования учреждения

Инновационный образовательный проект Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевской средней общеобразовательной школы Куйбышевского района iconФилиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск