Алгоритм подготовки учебного занятия






Скачать 80.04 Kb.
НазваниеАлгоритм подготовки учебного занятия
Дата публикации22.10.2013
Размер80.04 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Военное дело > Документы


Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования может быть следующим:

Iэтап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

  2. В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
    этапов?

3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?

4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога'/

5. За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих

учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?

7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для

решения воспитательных и обучающих задач?



^ 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:

  • определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
    обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

  • обозначение задач учебного занятия;

• определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и воспитательного;
• определение вида занятия, если в этом есть необходимость;

• продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

^ 3 этап. Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.

в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.

Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.




^ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

в учреждении дополнительного образования

Приоритетной функцией является образовательная. Что такое учебное занятие? »

* Возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса

в ДО.

* Отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса - учебное занятие, в чём целевое назначение данной формы.

* Существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приёмов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

Традиционно занятием называют вес то время, которое педагог проводи! с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т. д.

В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить нижеследующие их виды.

^ Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить некоторые

Я1ОВИДНОСТИ'

1. Учебные занятия по передаче знаний.

2. Учебные занятия но осмыслению детьми знаний и их укреплению.

3. Учебные занятия закрепления знаний.

4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний

В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, oограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им Маний, умений, навык «по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Однако, в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с

детьми ставят именно обучающие задачи. Можно назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и

развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям! можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, занятие-путешествие, занятие-состязание (конкурс), занятие-игру, занятие-зачет, занятие-конференцию, занятие-спектакль, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического (климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным

ценностям, к примеру, "огоньки" и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагаю! образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, «что научение, как правило не носит специально организованного характера и совсем не обязательно связано с учебным предметом.






^ Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени процессом,
представляют собой модель деятельности педагога и детского коллектива.
«Поэтому учебные занятие правомерно рассматривать « логике организации
деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности,

также этапы их достижения.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид

деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического

настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего

задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового

содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. ^ Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3 ^ Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные

упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).




VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содер­жание и полезность учебной работы.
VIIIэтап: информационный. Информация о домашнем задании (если

необходи­мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

^ Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необ­ходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

  • комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие задачи, оздоро­вительные);

  • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям
    детского коллектива;

  • соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

  • наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

  • четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

  • наличие благоприятной психологической атмосферы;

  • активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности,
    включая каждого ребенка в деятельность);

  • полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьёз­ная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному занятию? Эти и многие вопро­сы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алгоритм подготовки учебного занятия iconПрезентация учебного занятия, оценочные листы. Диск цор «Открытая физик 1»
Разработка плана – конспекта учебного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)

Алгоритм подготовки учебного занятия iconАлгоритм
У 84 Месть за победу — новая война. — М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с

Алгоритм подготовки учебного занятия icon«Слушай… внимай, разумей»
В связи с переходом образовательных учреждений на новый фгос особое внимание уделяется методическим аспектам подготовки и проведения...

Алгоритм подготовки учебного занятия iconРазработка урока информатики Тема: «Разветвляющийся алгоритм»
...

Алгоритм подготовки учебного занятия iconМетодические указания по проведению учебного занятия «штудирование»
Методические указания определяют порядок проведения учебного занятия «Штудирование», направленного на формирование у обучающихся...

Алгоритм подготовки учебного занятия iconАлгоритм. Свойства алгоритмов. Виды алгоритмов. Формы записи алгоритмов
Научить записывать алгоритм, определять наличие алгоритмов в школьных предметах: биология, математика, русский язык

Алгоритм подготовки учебного занятия iconПрограмма для подготовки к зачету по дисциплине «Математика»
Частные производные функции двух переменных. Определение, геометрический смысл, алгоритм вычисления

Алгоритм подготовки учебного занятия iconУрок по теме. Цель урока: познакомить с понятием “алгоритм”, определить...
Цель урока: познакомить с понятием “алгоритм”, определить основные свойства алгоритмов

Алгоритм подготовки учебного занятия iconСценарий и методические рекомендации для проведения занятия «любовь матери»
Рекомендуем примерные этапы подготовки и проведения воспитательного занятия по теме «Любовь матери»

Алгоритм подготовки учебного занятия iconУчебного занятия на тему: «Красная книга Прикамья» Автор: педагог...
Цель: формирование условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к природе родного края



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск