ГБОУ Гимназия № 284
Урок математики в 1-м классе тема: «Решение задач».
Использование приемов критического мышления на уроке.
Учитель: Козлова Елена Геннадьевна Цель урока:
Закреплять умение решать задачи.
Задача - формирование универсальных учебных действий:
- Личностные УУД:
Формировать интерес к учению;
Развивать критическое мышление;
Отрабатывать вычислительные навыки.
- Регулятивные УУД:
Учить организовывать своё рабочее место;
Определить цель выполнения заданий, последовательность их выполнения.
Учить выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению;
Учить оценивать качество и уровень усвоения материала,
- Познавательные УУД:
Учить ориентироваться в учебнике;
Отвечать на вопросы учителя;
Развивать умение строить речевое высказывание в устной форме,
- Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге;
Отвечать на вопросы товарищей по классу;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
Слушать и понимать речь других.
Оборудование:
Иллюстрация паровозика из Ромашково;
Рисунок паровоза из Геометрических фигур,
Заготовки для устного счета,
Ромашка вопросов;
^ образовательные технологии :технология критического мышления, игровые, здоровье сберегающие, обучение в сотрудничестве.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная,
в парах.
^
Содержание учебного материала,
деятельность учителя.
| Содержание учебного материала, деятельность учащихся.
| ^
|
-Проверим готовность к уроку. Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Чтобы многое узнать,
Постарайтесь всё понять.
Вижу, что все готовы, молодцы!
|
^
| Рефлексия.
| - Учебный год подходит к концу. Давайте вспомним, чему мы уже научились и что умеем, а над чем ещё предстоит поработать, в чём не уверены.
- Молодцы, вы многому уже научились и умеете увидеть проблему, над которой надо работать.
| Дети приводят примеры тем, учитель записывает их на доске в два столбика (например: сложение, вычитание в пределах 10,20; решение задач на нахождение суммы, моделирование)
| ^
| - Начнем работу с устной разминки. Положите перед собой заготовку для устного счёта. Я читаю пример, вы находите нужный ответ и соединяете его с предыдущим. В результате у вас получится изображение. ( Получится вагончик).
^
1)10 минус 4
2) 3 увеличить на 5
3) Из 5 вычесть то же самое число
4) Найти разность 9 и 2 5) К 4 прибавить 5
6) Найти сумму чисел 0 и 4 - Что у вас получилось? Соедините два колеса между собой. Что за линию вы провели? Чем эта линия отличается от прямой.
Покажите свои вагончики.
Вагончики сами не поедут. Что понадобится?
Паровоз наш не простой, он приехал к нам из Ромашково. У детского писателя Геннадия Цыферова есть замечательная сказка «Паровозик из Ромашково», о том, как маленький паровозик всегда и везде опаздывал. А почему так происходило, вы можете узнать, прочитав эту сказку. А вот как выглядит этот Паровозик.

- Глядя на Паровозик о чём можно подумать, над чем поразмышлять.
- А мы с вами будем работать с математическим Паровозиком. Предлагаю совершить путешествие в страну Математика, а Паровозик нам в этом поможет. После урока наши вагончики мы соединим в веселый состав, и будем ждать каникул, чтобы отправится в летнее путешествие.
^ 
Вагончиков в составе четыре.
|
^

Получился вагончик.
Мы провели отрезок.
У отрезка есть концы, а прямая бесконечна. ^
Нам понадобится паровоз.
Паровозик удивительно добрый, весёлый, приветливый. Скоро лето. Мы отправимся в путешествие.
| ^
| - Прочитайте тему урока. Задайте вопросы по теме урока. Решение задач
- Какие виды задач вы знаете?
| Чему мы будем учиться на уроке?
^
Мы знаем задачи на нахождение суммы, остатка, на увеличение, уменьшение на несколько единиц, на разностное сравнение.
| Проверим, как вы умеете решать простые задачи. Предлагаю математический диктант, который находится на колёсах наших вагончиков. Надо устно решить задачу, а значение выражения записать в строчку.
Учитель читает задачи, числа показывает на колёсах вагончиков.
Паровозик заслушался пением птиц. На ветке запело 4 птички, потом ещё 3. Сколько всего птиц пело?
Пассажиры увидели полянку. На ней распустилось 10 первоцветов и 7 ландышей. На сколько меньше распустилось ландышей, чем первоцветов?
Перед Паровозиком плыло по небу 9 тучек. Он догнал 3 тучки. Сколько тучек осталось догнать?
Кругом порхали бабочки. Лимонниц было 12, а шоколадниц на 4 меньше. Сколько было шоколадниц?
Паровозик от удовольствия пускал колечки дыма, целых 3. Потом он свистнул в свой свисток и выпустил на 2 колечка больше. Сколько колечек выпустил паровозик во второй раз?
^ - Оцените правильность своей работы на шкале.
- Встаньте те, кто ни разу не ошибся и поставил крестик на самом верху шкалы. Молодцы! Физкультминутка
Музыка из м/ф
«Паровозик из Ромашково» - Посмотрите на наш Паровозик. Задайте простые вопросы своим товарищам, используя слова – помощники.
На какую…
Какие…
Что…
Сколько…
Почему…
Ромашка вопросов (или ромашка Блума)

Учитель. Узнайте, на сколько длина больше ширины.
- Определите вид задачи.
Проверьте правильность записи решения.
^
- Посмотрите на облачка. Что мы сейчас будем делать? Задание по колонкам (работа в парах)
1 колонка. Составить задачу на уменьшение на несколько единиц, используя данные, записанные на первом облачке.
2 колонка. Составить задачу на разностное сравнение, используя данные, записанные на втором облачке.
3 колонка. Составить задачу на нахождение остатка, используя данные, записанные на третьем облачке.
|
^
Самопроверка
7, на 3, 6, 8, 5. Дети оценивают правильность своей работы на оценочной шкале.
Дети задают вопросы.
—Из каких геометрических фигур составлен Паровозик?
— Сколько углов у этой фигуры?
— Сколько сторон у прямоугольника?
— Какие углы у прямоугольника?
— Какие стороны у прямоугольника?
— Почему размеры указаны только с двух сторон?
— Можем ли мы сравнить длину и ширину Паровозика?
^ 8-3=5 (дм)
Задача на разностное сравнение.
Дети оценивают себя.
Составлять задачи.
Дети пробуют составить задачи, используя фишки для моделирования. ^
| Стадия рефлексии.
|
- Откройте учебник на стр.128 №18. Прочитайте задание.
- Что вы прочитали?
- Задайте вопросы по условию.
- Можно ли этот текст назвать задачей? Почему?
- Придумайте вопросы к условию задачи. Посоветуйтесь в парах.
-Чтобы получилась составная задача, какой вопрос надо задать?
^ .
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Можем ли узнать, сколько стоит мячик?
- Каким действием мы узнаем, сколько стоит мячик?
- Сможем ли теперь узнать, сколько стоит юла и мячик вместе?
- Каким действием? - Запишите в тетради решение и ответ задачи.
Проверка по доске. Дополнительно. Рабочая тетрадь №3 стр.78 задание 10.
Игра «Да-Нет-Не знаю»
17-7=10
1дм больше 10 см
200:20=10
3*2=6
10:5=2
|
Условие задачи.
Дети задают вопросы.
- О чём говорится в условии?
- Сколько стоит юла?
- Что сказано о цене мячика? Лошадки? Нет, это не задача. Здесь нет вопросов.
^ Сколько стоит вся покупка?
Нет, мы не знаем, сколько стоит мячик.
Да, можем. Узнаем действием сложением. Да, сможем. Действием сложением.
^
| Итог урока.
| - Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?
- Выполнили ли мы задачу урока?
- Кто из вас стал лучше решать задачи? Оцените, показав на шкале.
- На своем вагончике, нарисуйте окошечко и смайлик своего настроения, после выполненной работы.
- Похвалите друг друга за старание на уроке. Спасибо, молодцы!
| Научиться решать задачи. Дети высказывают свои мнения. Дети оценивают.
Дети рисуют своё настроение.
|
|