Творческая работа должна делиться на два этапа






Скачать 304.81 Kb.
НазваниеТворческая работа должна делиться на два этапа
страница1/3
Дата публикации26.10.2013
Размер304.81 Kb.
ТипТворческая работа
top-bal.ru > Военное дело > Творческая работа
  1   2   3
ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум»


Разработка и применение творческих заданий

повышенного уровня

усвоения программного материала.


Выполнил:

Грищенко Ольга Петровна

преподаватель общетехнических дисциплин

ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический

техникум г. Строитель
г. Строитель-2012
Содержание:
I. Активизация творческой работы учащихся.

1. Необходимость совершенствования профессионального образования.

2. Методы стимулирования и активизации творческой работы учащихся.
^ II. Разработка и применение творческих заданий повышенного

уровня усвоения программного материала.

1. Последовательность повышения уровня сложности творческих заданий.

2. Краткая характеристика упражнений.

3. Творческий характер учебно-производственного труда - важнейшая

задача образования.

4. Примеры разработанных и применяемых творческих заданий

повышенного уровня по предмету "Элементы технической механики".

5. Примеры разработанных и применяемых заданий по общетехническим предметам

^ I. Активизация творческой работы учащихся.

Бурное развитие науки и техники требует дальнейшего совершенст-вования системы профессионально-технического образования. Поэтому, ее работники призваны всемерно повышать качество учебно-воспитательной работы, широко использовать при обучении и воспитании молодежи передовой педагогический опыт, достижения науки и техники, накопленные нравственные, эстетические и культурные ценности страны.

Объем знаний, которыми владеет сейчас человечество, полностью обновляется каждые 5-10 лет, что приводит к явной необходимости воспитания самостоятельного, активного, творчески мыслящего рабочего на производстве. В деятельности рабочего преобладающими становятся поисковые функции, выполнение которых требует активного овладения теоретическим и культурным богатством.

В настоящее время во всех учебных заведениях стоит вопрос о том, что преподаватель или мастер должны не давать учащемуся готовые знания, а научить его добывать знания, прививать ему навыки самостоятельного мышления. Для этого преподаватель и мастер должны знакомить ребят со справочной и технической литературой, учить их самостоятельно работать с ней на уроках, поручать писать доклады, т.е. стимулировать к выполнению творческих заданий повышенного уровня усвоения программного материала.

Один из принципов стимулирования творческой эффективности - работа на пределе своих возможностей. Нужно программировать достаточно высокие исходные данные. Творческие задания должны быть посильными, но не легкими. Легкость задачи убивает активность, непосильность порождает неверие в свои силы.

Творческая работа должна делиться на два этапа:

первый этап - овладение профессиональным мастерством, умение работать с литературой, инструментами, приборами;

второй этап - участие непосредственно в творчестве.

При разработке творческих заданий желательно выполнять некоторые рекомендации. Часто можно слышать, что творчество нельзя регламентировать по времени. Однако для стимулирования творческих способностей молодых людей границы времени бывают необходимыми. Они дисциплинируют, мобилируют силы учащихся, уплотняют, интенсифицируют рабочее время, повышают его результативность. Бывают полезны и границы объема работы. По неопытности некоторые учащиеся берутся за масштабные темы, которые требуют капитальных исследований, расчитанных на длительное время. Переоценив силы, они срываются и надолго теряют вкус к творчеству. Задача преподавателя - разбить тему на подтемы, на отдельные вопросы, т.е. дозировать задания.

Рекомендуется в качестве средства повышения интереса к творчеству пропагандировать технические и научные достижения:

- систематически обновлять стенды, витрины и экспозиции;

- повышать списки рекомендуемой литературы по технике;

- периодически организовывать выставки книг;

- ежемесячно проводить лекции - обзоры специальных журналов;

- приглашать на технические конференции передовиков производства,

инженеров-конструкторов;

- широко использовать электронные пособия, программы, обучающие фильмы и др.

Активизации творческой работы учащихся, развитию способностей и инициативы содействуют проводимые в училище конкурсы. Конкурсы позволяют поднять профессиональный уровень учащихся. Конкурсы рекомендуется проводить в 3 этапа.

Первый этап - конкурс - в учебной группе. Второй этап - по специальностям и по годам обучения. Третий этап - конкурс среди учащихся, занявших первое место по родственным специальностям в масштабе училища. Учащимся, занявшим первые места, присваивается звание "Лучший по профессии".

Значительное место в воспитании творческой активности учащихся принадлежит творческим занятиям. Традиционное обучение, в основе которого лежит опора на память, слабо способствует развитию мышления и познавательной активности учащихся, не ставит проблем перед его мыслью, не развивает в нем склонности к наблюдению. Это приводит к тому, что у учащихся утрачивает любознательность к действительности, науке, технике, самому себе. В результате он даже не ищет в жизни иного смысла, кроме того, который очевиден; рождается чувство успокоенности, довольства, равнодушия.

Научить ребят серьезно мыслить, анализировать, сопоставлять факты, самостоятельно думать, творчески подходить к учению - в этом суть педагогического процесса. Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы перед учащимися ставить все новые и новые проблемы, с постепенным их усложнением. Нестандартность мышления формируется на творческих уроках, на которых применяются задания повышенного уровня усвоения программного материала.
Методы стимулирования творческой деятельности указывают в своей статье "Слагаемые творческой активности кандидат психологических наук

Э. Чугунова и сотрудник ВНИИ профтехобразования В. Бастов.

Основными методическими приемами являются:

1. Осознание учащимися социального и практического значения деятельности, направленной на производство материальных ценностей.

2. Необходимость использовать наиболее рациональные трудовые приемы.

(Показ экономического эффекта приспособления формирует устойчивое и

активное стремление к усовершенствованию производственного процесса).

3. Активизация теоретических занятий учащихся.

(Предлагая учащимся задания с неполными или избыточными данными,

преподаватель или мастер побуждает их консультироваться у преподавате-

лей специальных предметов, обращаться к учебникам и к справочной

литературе).

4. Приобщение учащихся к совместной работе со старшими над созданием

каких-то приспособлений, шаблонов и других заданий.

5. Привлечение учащихся к самостоятельной разработке творческих заданий

повышенного уровня.

6. Использование личного опыта общения с мастером, преподавателями,

желание испытать собственные силы в работе над созданием новых, более

сложных вариантов производственного или теоретического задания.

Для развития творческих способностей учащихся большое значение имеет характер трудового или теоретического задания. Творческую мысль вызывают лишь те задания, которые оставляют некоторые вопросы открытыми для самостоятельного решения. При определении задания рекомендуется не давать учащимся всех данных, а заставлять отыскивать эти данные самостоятельно. При разработке лабораторных работ по предмету "Элементы технической механики" применяю задания повышенного уровня усвоения программного материала. По теме "Изучение устройств измерительных приборов" предлагаю учащимся после изучения измерительного средства измерить деталь, занести данные в тетрадь и по размерам и общему виды выполнить чертеж. Если деталь очень мала (болт, гайка), то предлагаю увеличить масштаб. Такие задания позволяют развивать межпредметные связи, стимулируют учащихся мыслить, сопоставлять деталь чертежу и наоборот, т.е. закладываются задатки такого рабочего, который сможет самостоятельно сделать чертеж детали, составить технологическую карту, т.е. прививаются навыки рационализаторства, а это - творчество.
^ II. Разработка и применение творческих заданий повышенного

уровня усвоения программного материала.

При разработке заданий необходимо предусматривать постепенное нарастание трудности и сложности, усиление самостоятельности в их выполнении и творческого подхода в их решении. Преставление о последовательности упражнений в их соответствии целям и задачам обучения на различных этапах дает таблица, предложенная В.А. Онищук.

^ Последовательность упражнений

в процессе усвоения уч-ся навыков и умений.

Дидактическая цель (задача)

Виды упражнений

Активизация опорных знаний и навыков
Усвоение знаний (правил, понятий)

Первичное применение знаний
Овладение навыками в стандартных условиях
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартных условиях
Контроль, коррекция и оценка навыков и умений

Подготовленные упражнения

Вводные упражнения (познавательно-мотивационные)
Пробные упражнения
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции. заданию)
^ Творческие упражнения

Контрольные упражнения


Кратко остановимся на характеристике отдельных видов упражнений.

Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить учащихся к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Для этого актуализируются знания, приобретенные на прежних уроках и являющиеся опорой для усвоения новых способов выполнения задания. Самостоятельность учащихся при этом минимальная.

Вводные упражнения применяют для того, чтобы у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения задания или формулирования соответствующего правила, определения.

Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен еще непрочно и учащиеся могут допустить ошибки при его выполнении.

Первым шагом в выполнении пробных упражнений является проведение предупредительного диктанта (целесообразно предупредить первые ошибки в начале усвоения навыков и умений).

Тренировочные упражнения направлены на большую самостоятельность и инициативность учащихся, большим разнообразием заданий с нарастанием сложности выполнения.

Тренировочные упражнения - это задания с готовым материалом и разработанными конкретными ситуациями. По степени познавательной и исполнительной самостоятельности тренировочные упражнения различают на 3 вида:

- по образцу;

- инструкции;

- заданию.

Упражнения по заданию постепенно переходят к творческим упражнениям.

^ Творческие упражнения по своему содержанию близки к ситуации, которые могут возникнуть в жизни каждого человека.

К таким заданиям учебного порядка можно отнести составление задач на изучаемое правило или закон, разработку тестов с опережающим уровнем вопросов, выполнение дополнительных заданий при разработке лабораторно-практических работ и др.

Успешное выполнение подобных заданий характеризует высшую ступень усвоения знаний, навыков и умений.

Творческие задания способствуют повышению общего развития, обогащению лексики и активного словаря учащихся. Творческие задания предлагается разрабатывать и применять как для классной, так и для внеурочной работы.

Сегодня на профессиональной скамье наше будущее. Мы обязаны добиваться, чтобы качество подготовки специалистов отвечало высоким требованиям грядущих лет. Стране нужны не роботы, не бездушные исполнители, а творчески мыслящие, широко образованные рабочие, способные уверенно управлять новой техникой. Таких рабочих призваны готовить учебные заведения системы профтехобразования. Творческий характер учебно-производственного труда, постоянный поиск в работе, техническая самодеятельность учащихся - важнейшие средства в решении этой государственной задачи.

Привожу примеры разработанных творческих заданий повышенного уровня усвоения по предмету "Элементы технической механики".
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческая работа должна делиться на два этапа iconТворческая работа «Радуга имен»
Методы: объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой, игра, практическая работа

Творческая работа должна делиться на два этапа iconКонкурс проводится в два этапа: I
На муниципальном этапе форму Конкурса и критерии оценки участников определяют районные (городские) организационные комитеты. Победители...

Творческая работа должна делиться на два этапа iconРекомендации родителям по работе в рамках проекта Работа должна быть организована так, чтобы
Работа должна быть организована так, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что проект – это...

Творческая работа должна делиться на два этапа iconДипломная работа должна представлять собою законченное, готовое к...
Работа всегда должна начинаться с изучения материалов, полученных во время практики, специальными исследованиями, по данным книг,...

Творческая работа должна делиться на два этапа iconКонкурс проводится в два этапа

Творческая работа должна делиться на два этапа iconТемы вашего учебного проекта
Длительность работы по проекту 2 недели. Работа на уроках составляет 6 часов. Самостоятельная работа обучающихся составляет 4 часа....

Творческая работа должна делиться на два этапа iconЗадания для проведения школьного этапа олимпиады по литературе
Ориентируясь на подготовку учащихся к следующему (муниципальному) этапу, для проведения школьного этапа олимпиады школьников по литературе...

Творческая работа должна делиться на два этапа iconМесто Школа «Творческая работа»

Творческая работа должна делиться на два этапа iconПорядок проведения теоретического конкурса
«Океан» (далее – вдц «Океан») в два этапа: отборочный и финальный, в государственном образовательном учреждении дополнительного образования...

Творческая работа должна делиться на два этапа iconКонтрольная работа Методические указания по выполнению
Контрольная работа должна выполняться после изучения всего теоретического материала. Решения задач следует сопровождать пояснениями....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск