Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного






НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного
страница1/28
Дата публикации21.10.2014
Размер4.33 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
top-bal.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Принято «Утверждаю»
на педсовете Директор школы


05.08.2011 г. _____________

Г.И. Модеева

Внесены изменения

Принято на педсовете

16.02.2012

Основная образовательная программа начального общего образования


Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа №16 г.о. Кинешма, Ивановской области


Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................3

Пояснительная записка.....................................................................................3

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования .....................................................................9

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ...................12

^ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.............................................................33

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования..................................................33

Программы отдельных учебных предметов, курсов.....................................38

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на

ступени начального общего образования .......................................................160

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни.......................................................................................................180

Программа коррекционной работы образовательного учреждения..............203

^ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .........................................................216

Учебный план начального общего образования..............................................216

План внеурочной деятельности.........................................................................221

Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта..........................................................223

^ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования

Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 г.о. Кинешма Ивановской области раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со стандартом второго поколения (2009). Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

Образовательное учреждение берет на себя следующие обязательства

по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения:

«Основная образовательная программа начального общего образования»

определяет содержание и организацию образовательного процесса на

ступени начального общего образования и направлена на формирование

общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и

интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для

самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей

социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и

самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения МОУ СОШ №16 использует систему учебников «Начальная школа

XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Данная система учебников, обеспечивающая достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, (далее система) «Начальная школа XXI века» разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Возглавляет коллектив заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова.

Система «Начальная школа XXI века» включает в себя полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

Основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» является системно-деятельностный подход. Дети, прошедшие обучение по данным учебникам, неизменно показывают хороший результат не только при итоговой аттестации и в педагогической диагностике, но и в международных педагогических исследованиях. В результате применения системы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над  укреплением физического и духовного здоровья обучающихся.

Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования.
Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования.

Качество обучения по системе «Начальная школа XXI века» проверено многолетним отслеживанием результатов практически во всех регионах Российской Федерации. Не случайно коллектив авторов «Начальной школы XXI века» был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.
Закономерным подтверждением достоинств системы «Начальная школа XXI века» стало успешное прохождение всеми учебниками, её составляющими, экспертизы РАН и РАО в 2010 году. Экспертные заключения, полученные в двух Российских академиях, содержат однозначный вывод, о том, что данная система обеспечивает выполнение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по

реализации следующих целей образования.

Цели образования, поставленные данным образовательным

учреждением, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в

результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться

от себя самого, начавшего обучение в школе?».

^ Обеспечение возможностей для получения качественного начального

общего образования. Эта цель реализуется двумя путями: 1)

дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей

деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная

методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная

школа XXI века»; 2) организацией внеклассной деятельности,

представленная системой программ с учетом познавательных интересов

младших школьников и их индивидуальных потребностей.

^ Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной

школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

 сформированное умение использовать знания в нестандартной

ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и

инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной

задачи;

 умение добывать знания, развитые метапредметные действия,

обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной

учебной задаче;

 осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной

задачи;

 изменения, происходящие в мыслительной деятельности

учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ,

сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития

мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных

процессов;

 сформированность универсальных учебных действий как

предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

^ Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них

нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий,

происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности

образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных

предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной

культуры народов России», а также программ внеклассной деятельности

школьников «Традиции народных праздников народов России», «Экология

для младшего школьника», «Все цвета кроме черного», «Что такое этика»

^ Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового

наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется

формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в

данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности.

Это обеспечивается в процессе изучения русского и родного языка,

литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов

России.

^ Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития,

формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели

обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в

образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные уроки

двигательной активности, проходящие на улице; чайная пауза (целебный

чай); организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления.

(проведение игр, работа за конторками, физминутка); релаксационные

упражнения в специально оборудованном помещении.

^ Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель

образовательного процесса в данном образовательном учреждении

достигается использованием средств обучения в системе «Начальная школа

XXI века», специально направленных на формирование компонентов

учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться

(«умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю

учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»),

а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку

учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В образовательном

учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной

деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование

самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в данном

образовательном учреждении подчиняется следующим принципам.

^ 1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление

возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание

условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне

«ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому

ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для

реализации творческих возможностей школьника.

^ 2. Природосообразность обучения рассматривается учительским

коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств

обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего

школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают

трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала,

успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания

образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в

освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального

психического развития и этапа обучения.

^ 3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа

развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных

для младших школьников. При этом учитывается необходимость

социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском»

мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями

(«я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во

«взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по

взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания,

уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

^ 4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

^ 5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога

(диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на

демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся;

предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор

учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе

используются разные формы организации обучения, в процессе которых

дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность

(парная, групповая, общая коллективная).

^ 6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя

работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием

этой работы являются требования к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования, которые даны

в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения

школьника.

^ Общая характеристика основной образовательной

программы начального общего образования

В основной части образовательной программы начального общего

образования раскрываются следующие направления деятельности

образовательного учреждения.

^ II. Планируемые результаты

II.1. Формирование универсальных учебных действий.

Дается характеристика разных видов универсальных учебных

действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Приводятся конкретные примеры вклада каждого учебного предмета в

развитие УУД. Выделяются различия между предметными и метапредметными универсальными действиями.

^ II.2. Предметные результаты обучения.

С учетом авторских программ системы учебников «Начальная школа

XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший

школьник за годы изучения данного учебного предмета.

^ III. Учебный план образовательного учреждения.

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых

предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в

неделю (общая часть), а также основные направления внеурочной

деятельности (вторая половина дня).

^ IV. Программа формирования универсальных учебных действий.

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного

вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), как

метапредметных УД, которыми должен овладеть ребенок, закончивший

обучение в начальной школе.

^ V. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

Программы учебных предметов представляются в авторском варианте

системы учебников «Начальная школа XXI века».

Кроме указанных программ в документе раскрывается содержание

следующих программ образования младших школьников: Программа

духовно-нравственного развития и воспитания , Программа

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ,

Программа коррекционной работы.

IV. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Этот раздел документа характеризует содержание и формы оценки

личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Особенностями первой ступени общего образования как фундамента последующего обучения являются следующие потенциалы:
Познавательный потенциал.
· Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
· Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.
· Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Коммуникативный потенциал.
· Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.
· Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.
Эстетический потенциал.
· Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
· Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал.
· Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
· Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
· Желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Нравственный потенциал.
· Восприятие и понимание уч-ся таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
· Внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
· Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования обеспечивают связь между требованиями

Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в

данном образовательном учреждении; учитываются при создании основной

образовательной программы начального общего образования и являются

основой для анализа (разработки) рабочих программ учебных предметов. В

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

(ФГОС НОО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее

содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.

^ Личностные результаты обучения отражают систему ценностных

ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру,

личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не

являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем,

учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование

личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые

представлены в ФГОС НОО, оценивать изменения, происходящие в разных

сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах;

взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение

себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств

(уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух

документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика может включать в себя следующие позиции:

1) оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных

предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного

материала;

2) уровень сформированности учебно-познавательной мотивации,

отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и

инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

3) взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности

лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в

классе; отношение к учащемуся других детей.

Желательно, чтобы портфолио ученика велось в течение всех лет

обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник

организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией

материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его

наполнять. К ним относятся: творческие работы ребенка, различные награды,

полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные

грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов,

сообщений, презентаций, проектной деятельности и т. п. Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя.

Это письмо может быть оформлено как официальный документ с подписью

педагога на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной.

^ Предметные результаты обучения представлены в содержании

программы учебного предмета по каждому классу

Метапредметные результаты обучения раскрываются через умения и

универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям.

^ 1. Соответствие полученного результата поставленной учебной

задаче:

 «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

 выбор и использование целесообразных способов действий;

 определение рациональности (нерациональности) способа действия.

^ 2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение

начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

 составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

 контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания;

нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

 адекватная самооценка выполненной работы;

 восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

^ 3. Использование знаково-символических средств представления

информации:

 чтение схем, таблиц, диаграмм;

 представление информации в схематическом виде.

^ 4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

 выделение признака для группировки объектов, определение

существенного признака, лежащего в основе классификации;

 установление причинно-следственных связей;

 сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной

информации;

 использование базовых предметных и метапредметных понятий для

характеристики объектов окружающего мира.

^ 5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

 составление текста-рассуждения;

 выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

 использование обобщающих слов и понятий.

^ 6. Смысловое чтение:

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами;

 осознанное построение речевого высказывания в соответствии с

задачами коммуникации;

 составление текстов в устной и письменной формах.

^ 7. Различные способы поиска и использования информации:

 поиск значения слова по справочнику;

 определение правильного написания слова;

 «чтение» информации, представленной разными способами.

Для оценки достижения метапредметных результатов обучения

проводится итоговая контрольная работа. Проверка уровня достижений

учащегося в соответствии с ФГОС НОО осуществляется в конце четвертого

года обучения. Контрольная работа проходит в четвертом классе, в мае месяце, в течение одного урока.

Перед проведением работы учитель выбирает не менее двух заданий из

предложенных по каждой позиции (с 1 по 7) и разным предметным областям,

например: русский язык + математика; математика + окружающий мир;

русский язык + окружающий мир и т. д.. Стоимость одного задания — один

балл. 70% выполнения заданий означает, что «стандарт выполнен», то есть

делается вывод о достижении учащимся базового уровня метапредметных

результатов обучения. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную

работу отметкой. Результаты проведения итоговой контрольной работы

отражаются в характеристике учащегося и в отчете школы по реализации

ФГОС.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение

образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего

образования… завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся».

Эта формулировка означает, что государственная аттестация по завершению начального общего образования не проводится. В соответствии со статьей 13 в Уставе образовательного учреждения устанавливается «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования».

При определении системы оценок при промежуточной аттестации в

образовательном учреждении должны учитываться психологические

возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы,

возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций

ребенка.

^ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Назначение раздела в рамках образовательной программы:

  • сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • сориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

  • обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

  • представить свою систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования), позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и для осуществления этой деятельности в Школе может быть самостоятельно разработана система контроля и оценки. Государственный контроль качества образования осуществляется при аттестации достижений учащихся при переходе на новую ступень образования, сопровождающемся выдачей документа государственного образца, а также при проведении лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Работа в режиме безотметочного обучения с первого класса требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «организма» школы.

Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:

  • устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

  • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

  • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

  • обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

  • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – об успешности собственной педагогической деятельности.

При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.)

Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.)

В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

Ø внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

Ø субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

Ø разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Ø интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.

Ø самоанализ и самооценка обучающихся.

Система оценивания образовательных результатов

^ Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

Личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/

неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений, классные журналы, электронные дневники, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)

Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Систематичность, личностно - ориентированность, позитивность  – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого раздела. С этой целью рекомендуется организовать специальную работу методических объединений, цель которой – анализ содержания программ и четкое определение тех результатов, которые должны быть достигнуты ребенком на конец изучения раздела, четверти, на конец учебного года. В результате данной работы составляются планирования с предполагаемыми результатами (личностными, метапредметными, предметными) для каждого содержательного блока программ.

С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов учащихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов целесообразно выделить следующие моменты:

1. ^ Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников. (Примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ могут быть взяты в разработках лаборатории начального образования РАО (УМК «Начальная школа ХХI века»).

2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и по каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе диагностической, включая описание методов и приемов оценивания, форм организации, рекомендации по фиксации и анализу результатов.

3. Описание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Паспорт Программы «Основная образовательная программа начального общего образования». стр. 3

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconПриказ №30 от 09. 01. 2013г. Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования(ооп ноо) содержит следующие разделы

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОбразовательной программы начального общего образования с. 8 Учебный...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Старобачатская средняя...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Стандарт к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования 10 с

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Ожидаемые конечные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования 5-9



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск