Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка»






НазваниеПрограмма детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка»
страница1/5
Дата публикации09.11.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3   4   5
Утверждена приказом директора

№ 200 от «30» августа» 2014 года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Программа детского объединения
дополнительного образования

«Волшебная шкатулка»

(художественно-эстетическое направление)
Возраст детей 6-14 лет

Срок реализации – 1 год

Руководитель: В. В. Ревнивых

п. Ягодный 2013 г.

Паспорт программы.

1.

Полное наименование программы

Программа детского объединения декоративно-прикладного искусства «Волшебная шкатулка»

Бисероплетение как метод художественно-эстетического воспитания

2.

Руководитель

Ревнивых Валерия Валерьевна

3.

Рецензент

-

5.

Организация-исполнитель

МБОУ Ягодинская СОШ

6.

Адрес, телефон, факс

Тюменская область, ХМАО-Югра,

Кондинский район, п. Ягодный,

ул. Центральная, 27

51-075

7.

География

Тюменская область, ХМАО-Югра, Кондинский район, сельское поселение Леуши, п. Ягодный, ул. Центральная, 27

8.

Целевые группы

Дети от 6 до 14 лет

9.

Цель программы

Воспитание у детей художественного и эстетического вкуса, развитие творческой инициативы и собственной фантазии, приобретение различных приемов и навыков в работе, освоение техники бисероплетения – изящного рукоделия

10.

Направленность

Художественно-эстетическая

11.

Срок реализации программы

2013 – 2014 учебный год

12.

Вид программы

Авторская

13.

Уровень реализации

Основное общее

14.

Уровень освоения

Общекультурный

15.

Способ освоения содержания

Репродуктивный, креативный

16.

Краткое содержание программы

Обучающая программа основ и традиционных приемов художественного мастерства, с использованием в работе с детьми произведений народного декоративного искусства, нацеленная вызвать у детей живой интерес к декоративно-прикладному творчеству, направленная на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобщение к древнейшему виду рукоделия – бисероплетению, приобретение навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и сложных изделий. Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством, одним из которых является бисероплетение.


Содержание
Паспорт программы 1
Содержание 2
1. Пояснительная записка: 3

    1. Основа программы.

    2. Идеи программы, принцип подбора содержания.

    3. Цели и задачи учебно-творческой деятельности.

    4. Решение задач.

    5. Характеристика предмета.

    6. Организация образовательного процесса.

    7. Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению

декоративно-прикладного искусства.

2. Учебно-тематический план на 2013– 2014 учебный год. 7

3. Содержание деятельности. 8

Календарно-тематический план на 2013 – 2014 учебный год.

4. Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки. 14

4.1. Методика определения результатов.

4.2. Перечень знаний, умений и навыков.

4.3. Подведение итогов работы, анализ и оценка.

4.4. Конечный результат.
5. Условия реализации программы. 16

6. Методическое обеспечение программы - методики и технологии обучения и воспитания. 17

6.1. Основные методы обучения.

6.2. Основные формы обучения.

7. Литература. 18

Рецензия. 19

Приложение 1. Организация досуга в коллективе. 20

Приложение 2. Метод творческих проектов. 21


  1. Пояснительная записка


Программа «Бисероплетение как метод художественно-эстетического воспитания» – это обучающая программа основ и традиционных приемов художественного мастерства с использованием в работе с детьми произведений народного декоративного искусства, нацеленная вызвать у детей живой интерес к декоративно-прикладному творчеству, направленная на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобщение к древнейшему виду рукоделия – бисероплетению, приобретение навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и сложных изделий. Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством, одним из которых является бисероплетение.

- Идеи программы, принцип подбора содержания. Бытовое искусство передается от поколения к поколению так же как сказки, поверья и детские игры. В наше время практически все можно купить, но из этого вовсе не следует, что потребность в умении что-либо делать своими руками отмирает. Надо помочь осознать ребенку, что умение многое делать собственными руками для себя и своих близких – залог уверенности в себе. Ребенок, владеющий каким-то мастерством, например бисероплетением, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нем окажется потребность.

За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Те часы, которые тратятся на рукоделие, приносят истинное наслаждение, как искорки тепла и красоты, появляются неповторимые и самобытные изделия. Максиму Горькому принадлежит столь же простая, сколь и точная формула: «Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду» (В. Т. Кудрявцев, Р. Г. Решетникова «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров»). Действительно, с одной стороны, - освоение опыта воображения, воплощенного в творениях людей (а тем самым – развитие и своей собственной фантазии), с другой, - воспитание уважения к труду, вложенному в эти творения, в единстве составляют необходимое условие интеграции подрастающего поколения в исторически развивающуюся культуру – общечеловеческую и национальную. Мир предметов, созданных человеком для человека, система отношений людей по поводу этих предметов и есть то, что называют культурой.

Традиции и творчество вполне совместимы, поскольку посредством приобщения ребенка к традициям можно решить и важнейшую задачу воспитания – обеспечить условия для самоопределения личности. Это полностью касается и такого феномена национальной культуры, как традиционное декоративно-прикладное искусство. Здесь, как и везде, традиционность и инновационность, креативность, устремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Воспитательное значение искусства возрастает, когда работа с детьми строится на материале народном - декоративно-прикладном искусстве, конкретнее, полнее и ярче раскрывающем необъятный мир красоты, добра, морального благоустройства и народной мудрости. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и отчасти воспроизведению.

- Цели и задачи учебно-творческой деятельности.

Основной целью детского объединения декоративно-прикладного искусства бисероплетения «Волшебная шкатулка» является воспитание у детей художественного и эстетического вкуса, развитие творческой инициативы и собственной фантазии, приобретение различных приемов и навыков в работе, освоение техники бисероплетения – изящного рукоделия.

^ В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

- приобщить детей к волшебному миру искусства через знакомство с различными видами народного творчества;

- привить интерес к изысканному и светлому виду искусства - бисероплетению и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

- научить участников кружка овладеть различными приемами бисероплетения;

- пробовать всем желающим в работе с бисером свои силы;

- пробудить желание самим создать бисерные изделия, развивать фантазию, чтобы каждая вещь, выполненная руками ребенка, была настоящим произведением искусства, и через их творчество приобщить публику к прекрасному;

- через творчество осуществлять формирование целостной личности ребенка, воспитывать человека высокой культуры;

- воспитать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных способностей членов коллектива;

- развить воображение – приоритет эстетического воспитания;

- развить образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства;

- научить замечать прекрасное в окружающем мире – один из основных путей активизации образного мышления;

- воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность и настойчивость;

-изучить основы композиции, особенности структуры узора, формы, цвета, изобразительных мотивов в орнаментах, понятия ритма и симметрии, виды узоров, способы составления орнаментов;

- развить умения реально оценивать свою работу;

- сочетать теоретические и практические знания, детально изучать историю и традицию низания бисером, овладеть техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, что позволит выработать индивидуальный авторский стиль изделий, подняться на высокий художественный уровень.

^ Характеристика предмета. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространенный вид народного творчества. Оно играет большую роль в народном промысле. Изделия, изготовленные вручную из бисера, высоко ценятся в России и за рубежом. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Сейчас разнообразие бисера и неограниченные возможности его применения увлекают любителей творить чудеса своими руками.

Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта и фантазии и, конечно, мастерства. И если мастерству можно научиться, то такие черты характера, как усидчивость, терпение должны быть присущи тем, кто хочет заняться этим видом рукоделия. Бисероплетение – достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует внимательности и аккуратности. Только навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторяя бесконечный ряд одних и тех же движений, и находя в этом своеобразную ритмику и красоту, обеспечат совместимость человека и данного вида декоративно-прикладного искусства.

^ Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста - от 6,6 до 14 лет.

Заниматься бисероплетением может любой ребенок, имеющий хорошее зрение. Но этот вид рукоделия не рекомендуется детям с высокой степенью близорукости, повышенным внутриглазным давлением и другими отклонениями в характеристиках органов зрения. Это связано с необходимостью различать мелкие детали, постоянно контролировать качество изделия и манипулировать объектами труда – бисером. Кроме того, ребенок, занимающийся бисероплетнием, должен иметь нормальное цветоощущение. Так как руки ребенка постоянно контактируют непосредственно с бисером, важны мышечная чувствительность и точная координация движения рук. Работа по схемам требует устойчивого внимания и зрительной памяти.

Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям участников, обеспечивать их занятость в течение всего занятия. Специфика детской физиологии и психики требует периодической смены видов техники плетения, и поэтому при организации обучения обеспечиваю плавный переход – от обучения приемам низания до ткачества и вышивки бисером. Ведь именно педагогическая и организаторская деятельность руководителя включает умение ставить перед собой и перед детьми цели, причем, только такие, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цели на более мелкие задачи и обратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы; способность создавать положительную установку на предстоящую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состязательность, поощрение, создание ситуации успеха, четкое определение требований к выполнению задания).

Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Чем раньше в своей жизни ребенок сталкивается с каким-либо занятием, тем более простым оно кажется потом. Но интересным и необходимым для него оно становится, только когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству. Сегодня нет сомнений в том, что творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. Профессиональный опыт педагогов доказывает, что успешно строить и осуществлять систему обучения творчеству возможно на основе развития как логического, так и образного мышления детей. На сегодняшний день в образовательных учреждениях созданы все условия для развития логического мышления. Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни – один из основных путей активизации образного мышления.

Развивая технические и творческие способности детей, применяются те формы и методы работы, которые связаны с развитием у воспитанников эстетического вкуса, умения наблюдать окружающий мир, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного. Для этого и организовано любительское объединение декоративно-прикладного искусства бисероплетения «Волшебная шкатулка». В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле.

^ Организация образовательного процесса.

Обобщая материал, накопленный в обучении детей такому виду творчества как бисероплетение, мною систематизированы сведения по всем направлениям этого искусства, раскрываются возможности творческих исканий и путей дальнейшего совершенствования.

Данная образовательная программа отвечает выявленному спросу учащихся младшего и среднего школьного возраста, их интересу к бисероплетению как популярному в настоящее время виду декоративно-прикладного искусства.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Поскольку бисероплетение является областью искусства, то учащиеся знакомятся на занятиях с основами общей композиции, особенностями структуры узора, формы и цвета, изобразительных мотивов в орнаментах, понятиями ритма и симметрии, видами узоров, способами составления орнаментов. Так же изучают историю прикладного творчества, местные традиционные особенности декоративно-прикладного искусства и ремесел, технику и технологию изготовления предметов прикладного искусства.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок в альбом, упражнений, запись новых терминов и основных сведений, подготовка рефератов и сообщений, просмотр фотоматериалов, изготовление декоративных изделий.

Содержание и ход каждого занятия строится так, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми. Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новая тема, то или иное задание объясняется просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.

При составлении плана занятий для поддержания постоянного интереса участников к занятиям применяются разнообразные методы обучения, методические приемы с учетом возрастных особенностей детей, степени их подготовленности, имеющихся знаний и практических навыков, получаемых на занятиях кружка. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется в работе помощь сверстников, что сплачивает коллектив. Планируя выполнение заданий в течение учебного года, темы могут изменяться в зависимости от контингента участников, возможностей детского объединения и характера заготовленного материала. Во всех случаях организация работы кружка – создание условий для стимулирования познавательных потребностей учащихся, их теоретического и образного мышления, развитие способности к анализу и планированию, творческого самовыражения и художественного вкуса.

Основные методы практической работы – групповые и индивидуальные. Групповые занятия носят дифференцированный характер. Педагог предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях детей. Выполнение заданий в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому важный аспект в обучении индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности. Работа в объединении строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка.

В то же время широко используется принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению навыков бисероплетения, сплочению коллектива. Коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма организация труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу.

Программа предусматривает организацию выставок изделий, выполненных участниками коллектива, выставок – продаж готовых изделий, экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, встречи с творческими людьми. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства и встречи с интересными людьми дает возможность познакомить детей с работами художников-прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства.

В коллективе детского объединения 10 человек. Работа ведется во второй половине дня, 2 часа в неделю, всего часов в год 78. На теоретические знания отводится 20 % времени, а все остальное - на практические занятия - это позволит уделить необходимое время каждому ребенку, учитывая их возможности.

^ Данная программа рассчитана на один год обучения. В программе по степени возрастающей сложности раскрыты основные приемы техники бисероплетения, вышивки бисером, изготовления игрушек, цветов, сувениров, украшений.

В процессе обучения дети должны овладеть навыками и основными техническими приемами бисероплетения, отработать более простые способы низания, изучить единые основы композиции и цветоведения декоративного искусства, выполнение простых изделий традиционной формы. Во второй год обучения, сохраняя традиции бисероплетения, технологию изготовления изделий, одновременно развивая, усложняя задания, внося новые элементы в дело своих предшественников, тем самым развить дополнительные умения и навыки детей, доводя их до совершенства. Дети третьего года обучения – это дети увлеченные. Они стремятся самостоятельно совершенствовать свое мастерство, увеличить объем знаний и умений. Деятельность детей третьего года обучения не столько репродуктивная, то есть «Делай, как я», сколько продуктивная - «Думай сам!», «Придумай!», «Предложи свою версию!», «Ищи!», «Ломай голову!».

Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и приращения опыта поколений, но дети способны освоить не только наш опыт. Они привносят в него свое, неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новые предназначения, новые сочетания и созидающие противоречия. Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.

Освоение мастерства – это путешествие, не всегда только романтическое, легкое, но такое желанное для натур творческих, энергичных, ищущих в этом мире себя и красоту.

^ Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению декоративно-прикладного искусства. В программе использован дидактический материал к образовательной программе студии «Волшебный бисер» (Р. П. Гашицкая), теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне, практические руководства - по бисероплетению (Е. И. Сколотнева), по вышивке бисером (А. Гринченко), по изготовлению цветов из бисера (Е. В. Чернова, М. Федотова, Г. Валюх), опыт народных мастеров, традиции местной художественной культуры (сост. Т. Б. Митлянская), теоретические основы приобщения детей к декоративно-прикладному искусству обско-угорских народов (В. Т. Кудрявцев, Р. Г. Решетникова).

^ 2. Учебно-тематический план на 2013– 2014 учебный год.

п/п

Название разделов и тем

^ Кол-во часов

всего

теория

практика


1.

^ Организационное занятие:

- комплектование групп;

- организационная беседа;

- анкетирование.

Введение в образовательную программу:

- предмет и задачи курса;

- правила безопасности труда;

- как оборудовать рабочее место к занятиям;

- медицинские рекомендации.

2

1

1


2.

^ Техника бисероплетения:

- художественные изобразительные приемы в цветоведении и композиции;

- традиционные виды плетения;

- современные направления в бисероплетении.

2

1

1

3.

Фенечки:

- цвета и сочетания цветов, принятые среди поклонников восточной культуры и культуры хиппи;

- символы и орнаменты фенечек

- приемы создания украшений-фенечек;

- оформление и отделка готового изделия.

10

1

9


4.

^ Виды рукоделия с использованием основного или дополнительного материала – бисера, бусин, блесток и т.д.

2

1

1

5.

^ Изготовление цветов из бисера:

- мир цветочных аранжировок;

- история изготовления цветов из бисера, основные сведения;

- основные техники изготовления;

- последовательность изготовления цветов из бисера;

- техника сборки цветов и оформления композиций из отдельных заготовок.

17

2

15

6.

^ Изготовление миниатюрных растений:

- технология изготовления;

- последовательность сборки отдельных заготовок;

- оформление и отделка готового изделия.

12

2

10

7.

^ Выполнение графических работ:

- выполнение рабочих рисунков;

- составление узоров;

- составление схем,

- разработка эскизов.

4

1

3

8.

^ Вышивка бисером:

- подбор материалов

- подготовка к работе;

- техника вышивки;

- отделочные работы.

9

1

8

9.

^ Правила хранения и восстановления поврежденных изделий из бисера.

2

1

1

10.

^ Выполнение творческого проекта.

Итоговое занятие.

Защита творческого проекта.

12

1

11

11.

^ Организация выставок.

2

-

2




Итого:

74

12

62
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconПрограмма театрально творческого объединения
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Шумячский Дом детского творчества

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconПрограмма художественно-эстетической направленности «Умные пальчики»
...

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconПрограмма дополнительного образования «Волшебная комната»
...

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconРабочая программа по художественно эстетическому направлению детского...
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconРабочая программа Объединения «Риторика» Педагог дополнительного...
Программа театрального объединения рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раз в неделю

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconПрограмма деятельности детского общественного объединения «Республика мальчишек и девчонок»
Разработка программы деятельности детского общественного объединения является важным направлением реализации программы развития воспитания...

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconПрограмма работы детского объединения «Игрушечка»
Программа детского объединения «Игрушечка» рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 74 часов в год

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconПрограмма объединения дополнительного образования мбоу дод «Центр...
Рабочая программа Кукольного театра «Антошка» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона рт «Об образовании»,...

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconПрограмма объединения дополнительного образования мбоу дод «Центр...
Авторская образовательная программа по английскому языку учащихся для детей 9-12 лет разработана в соответствии с требованиями Закона...

Программа детского объединения дополнительного образования «Волшебная шкатулка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей детского...
Творческие занятия незаменимы для гармоничного развития ребенка, для раскрытия и развития его способностей и талантов, формирования...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск