Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста






Скачать 491.8 Kb.
НазваниеПрограмма решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста
страница1/4
Дата публикации18.11.2014
Размер491.8 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3   4


Государственное учреждение дополнительного образования детей

«Краевой центр творческого развития и гуманитарного образования»

Отдел художественного воспитания

Музыкально-хоровая студия

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГУ КЦТРиГО

__________ С. Ф. Седова

«____» ___________ 200__г.

протокол педагогического

совета КЦТРиГО

от «___» ___________ 200__г.

№ ______

Учебная программа




«Обучение игре на фортепиано»


Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 6 – 8 лет

Вид программы: авторский
Стенина Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования
Краснодар

Пояснительная записка
Проблема начального образования и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время остается достаточно актуальной. Излишне говорить о роли начального музыкального образования в дальнейшем развитии и становлении профессионального музыканта, равно как и нельзя отрицать важности музыкального воспитания в развитии личности ребенка. Практика многих лет работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста доказала, в полной мере, значительные преимущества данного подхода к обучению и методике преподавания, которая позволила успешно решать ряд важных педагогических задач.

Обучение игре на инструменте не сводится только лишь к овладению ребенком начальных умений и навыков фортепианной игры, а представляет собой широкий диапазон знаний, касающихся вопросов теории музыки, развитие образного мышления, слуха, метро-ритма, творческой активности, внутренней свободы и еще множества других моментов этого сложного процесса.

Особенность этой проблемы заключается в том, что решать ее необходимо уже с самого начала обучения, в неразрывном единстве всех ее направлений. Данная программа и входящие в нее учебные пособия и методические разработки наиболее важных вопросов предмета охватывают весь необходимый объем знаний и предлагают интересную форму и методы ее преподавания.

Главным принципом построения программы является синхронное изучение теоретического материала с одной стороны и развитие пианистических навыков, творческой свободы – с другой.

Значение программы в ее оптимальном определении «Что», «Сколько», и «Как» преподавать ребенку, в ее методических находках, которые позволяют изначально правильно, логически обоснованно формировать у ребенка восприятие тех или иных определений, без особых усилий постигать отдельные теоретические положения.

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

^ Цель программы – развитие музыкальных, интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Содержание программы определяет круг задач, которые будут решаться в процессе обучения:

1. Научить ребенка основным положениям теории музыки.

2. Научить ребенка начальным навыкам фортепианной игры.

3. Научить ребенка применять полученные теоретические знания на практике.

4. Научить ребенка умению работать и принимать самостоятельные решения.

5. Научить ребенка оценивать свою работу по ее результатам.

Развивающие задачи:

1. Развивать активное восприятие ребенка при помощи активизации мыслительной деятельности.

2. Развивать логическое мышление ребенка.

3. Развивать образное мышление ребенка.

4. Развивать слуховое восприятие.

5. Развивать метро-ритмический навык.

6. Развивать пианистические навыки.

7. Развивать творческую активность ребенка.

8. Направлять мыслительную деятельность на поиск самостоятельных решений.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать в ребенке чувство доброты и сопереживания, способность помочь товарищу.

2. Воспитывать чувство собственного достоинства.

3. Воспитывать качество характера, определяющее цельность натуры: целеустремленность, упорство в достижении цели, трудолюбие.

4. Воспитывать патриотические чувства, связанные с гордостью за свою культуру, любовью к своему краю, к своему народу.
Программа рассчитана на три года и охватывает основные направления в музыкальном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 8 лет.

^ Тип программы – развивающий, поэтому в музыкальный класс поступают не только дети желающие непосредственно участвовать в игре на инструменте, но и такие, родители которых заинтересованы в общем музыкальном развитии ребенка.

Обучение строиться из индивидуальных и групповых занятий.

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю в течение трех лет, а групповые – 1 раз в неделю.

Количество детей в группе составляет 5 – 6 человек. Продолжительность занятия – 1 час.
Особенности данного возраста, уровень восприятия требует поиска новых форм изложения теоретических знаний, новой методики и, как следствие, предполагают особый язык общения с ребенком. Язык, который был бы доступен пониманию ребенка и мог на уровне его восприятия и мышления объяснить суть отдельных теоретических положений. Именно эти требования легли в основу выбора формы и стиля изложения программного материала.

Продуманность теоретической части программы, ее логическая последовательность позволяют формировать у ребенка ясные представления-образы, закладывают основу для дальнейшего успешного развития. Весь теоретический материал программы представлен в форме сказочного действия, в котором теоретические символы и отдельные понятия выступают в роли персонажей Музыкального мира, а самые простые, на первых порах, теоретические выводы и закономерности являются строгими правилами, по которым живет этот удивительный музыкальный мир.

Так, сухой язык теоретических знаний превращается в живое повествование об увлекательном путешествии на Музыкальную планету.

Главная идея – идея «одушевленного» музыкального звука позволяет оживить процесс восприятия, сделать обучения интересным и доступным для ребенка.

Эмоциональное восприятие «живого» звука позволяет изменить сам психологический подход в работе за инструментом и избежать сплошь и рядом существующих до сих пор трудностей, связанных, прежде всего, с развитием внутренней свободы и двигательных навыков. Такой метод преподавания дает возможность естественным путем, без лишних усилий, использовать и развивать аналитические способности ребенка в дошкольном возрасте. В свою очередь эмоциональном восприятие, заинтересованность со стороны ребенка, расширяет объем преподавания предмета, повышает уровень преподавания.

Говоря о мышлении ребенка, подразумевается его способность, находить простейшие закономерности в развитии интонации, устанавливать логические связи с ритмическими и мелодическими построениями. Речь идет о метро-ритмических и ладо-тональных закономерностях теории музыки, а точнее о начальной музыкальной грамотности ребенка, без которой обучение игре на инструменте теряет всякий смысл. Освоение начальной музыкальной грамоты необходимо рассматривать, как освоение ребенком правил «орфографии и синтаксиса» музыкального языка, составляющих основу и непременное условие для его понимания. Идея «одушевленного» звука лежит в основе понятия формирования музыкальной речи на основе образного восприятия звуков.
Педагогический принцип обучения предполагает необходимость решения трех важных задач:

1. Воспитание образного мышления.

2. Воспитание психо-физической свободы.

3. Формирование пианистических навыков.

При разработке программы учитывались такие педагогические принципы, как:

1. Доступность.

2. Наглядность.

3. Последовательность.

4. Систематичность.

5. Учет возрастных особенностей.

Но помимо дидактических принципов обучения, которыми руководствуется всякий грамотный педагог, существует понятие педагогического принципа, определяющего позицию педагога, его педагогические взгляды. И в этом смысле, главное в обучении заключается в том, чтобы отстаивать и продолжать в своей практике те приемы и методы обучения, которые способствовали бы сохранению лучших музыкальных традиций, накопленных русской пианистической школой, помогали воспитывать интересного и образованного человека с чутким и добрым сердцем. Это касается вопросов музыкальной культуры в самом широком ее понимании и в частности обучение игре на инструменте, которое является одной из форм приобщения к этой культуре.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1. Классное помещение.

2. Инструмент.

3. Доска.

4. Проигрыватель.

5. Кассеты.
Дидактическое обеспечение:

1. Наглядные пособия.

2. Ритмические карточки.

3. Учебные пособия.
Методическое обеспечение:

1. Индивидуальные планы.

2. Программный материал.

3. Пособия для практических занятий.

4. Методическая разработка изучения программы по годам обучения.

5. Пособия по музыкальной грамоте.

6. Пособия по развитию пианистических навыков.
Решающая роль в реализации программы безусловно принадлежит педагогу. Глубокие знания психологии ребенка, вопросов, касающихся теории и гармонии музыки, фортепианной техники будут являться залогом высокой степени результативности применения ее на практике. А также тем условием, которое позволит дополнить данную программу, обогатить ее новыми педагогическими находками.
^ Учебно-тематический план

I год обучения




п/п

Тема

Общее

кол-во

Теория

Прак­тика

1

Путешествие в мир звуков – музыкальная планета (вводная тема)

2



2

2

Слушание музыки

15



15

3

Изучение теоретического материала

15

5

10

4

Формирование ритмического навыка

15

5

10

5

Формирование слухового навыка

10



10

6

Творческие задания

15



15

7

Развитие двигательного аппарата

20



20

ИТОГО:  

92








  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconПрограмма эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста крюкова С. В
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:...

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconСценарий интеллектуально-творческой игры для детей дошкольного и...
Интеллектуально-творческая игра «Кузьминки» «Курьи именины» рекомендована для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconРазвитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения
Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconДополнительная образовательная программа по бисероплетению «Веселая бусинка»
Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки...

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconОбразовательная программа дошкольного образования Муниципального...
Законом РФ «Об образовании», на основании СанПиН, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения...

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconРеферат (по Мероприятию 13)
«Организация и проведение трех циклов обучающих семинаров для педагогов коррекционных школ «Народная художественная культура как...

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconСодержит упражнение для глаз примерные вопросы и задания после выполнения...
У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, как и у дошкольников. С детского сада они привыкли к игре, в том...

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconДиагностика развития памяти у дошкольников и младших школьников от 3 до 10 лет
Рекомендуем родителям "Развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconТеория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного...
Ьного и младшего школьного возраста. Теория диалогического воспитания — органичный синтез творческого наследия выдающихся философов,...

Программа решает вопросы музыкального развития и обучения игре на инструменте детей дошкольного и младшего школьного возраста iconДоклад на тему: «Воспитание интереса к овладению иностранным языком...
«Воспитание интереса к овладению иностранным языком детей дошкольного и младшего школьного возраста»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск